- Я всю жизнь мечтала о большой семье, ведь дети - это счастье, - откровенничает Дзидра Николаева, жительница поселка Тямша, угощая меня горячим чаем. - Мама из многодетной семьи, в дедушкиной семье вообще тринадцать детей было. А мне Бог послал только двоих: Максим уже совсем взрослый, женился этим летом, а одиннадцатилетняя Илона - моя главная помощница. Однажды шла мимо нашего детского приюта, увидела, как воспитатели с детишками гуляют - сердце дрогнуло. Разговорилась с женщинами, они мне подсказали, куда надо обратиться, чтобы усыновить ребенка. Боялась, что не получится: у меня все-таки нет мужа. Но собрала все документы, характеристики, справки. Тогда я работала бригадиром в колхозе, дом у меня большой, хозяйство хорошее, в общем, органы опеки разрешили взять Дашу…
Это было в 2007 году. Теперь уже девятилетняя Даша серьезно смотрит на меня и старается не отпускать мамину руку. Это удается девочке не всегда: на две руки Дзидры целых пять претендентов, вернее, претенденток. Согревает не только чай: какое-то невероятно теплое ощущение рождается в душе, когда видишь, каким светом лучатся глаза женщины, говорящей о своих маленьких принцессах, и с какой нежностью принцессы отзываются на ласку матери. Каждая из них старается сообщить мне самое сокровенное: «Это моя мама!».
- Когда оформляла Дашу, начала плакать Вика. Мама с сестрой пожурили, мол, ребенок тебя считает своей матерью, а ты его домой не берешь. Думала, будет тяжело, но справилась. А потом мы, что называется, «вошли во вкус». Взяли Марину. Она у нас девочка особенная, ребенок-инвалид, раньше совсем не разговаривала, не видела. Но мы, общими усилиями ее «выходили», - возвращается Дзидра к своему рассказу. - Постоянно смотрим в Интернете видеопаспорта ребятишек, однажды увидели Кристиночку, а она – вылитая Илона в детстве…, - Дзидра отвлекается и показывает мне фотографию симпатичной малышки с бантиками. «Это я!» -утверждает прибежавшая на кухню пятилетняя Кристя, успевшая соскучиться по маме. «Нет, солнышко, это Илона», - улыбается Дзидра. Сходство, действительно, необыкновенное.
Вместе с Кристей появляются остальные сестры. Девочкам, видимо, надоел мультик. Но есть в этой семье фильм, который Николаевы, кажется, никогда не устанут смотреть. Этот видеофильм дружное семейство снимало для участия в областной ассамблее замещающих семей. Вот и сейчас, едва девочки услышали звонкий голосок Даши, выразительно рассказывающей на фоне видеоряда стихотворение о своей семье, все поспешили к компьютеру. Сколько восторгов, шумных объяснений, радостных «Смотрите, это я»!
- Вот именно так у нас и проходит каждое утро, - улыбается Дзидра, комментируя замечательные кадры: она сидит в кресле и заплетает одну из дочерей, а остальные нетерпеливо стоят друг за другом, ожидая своей очереди. – Настоящий салон мод! Сын смеется, мол, взяла бы себе помощника, но я считаю, что одного мужчину я уже вырастила. Мне нравится возиться с хвостиками, косичками, платьицами, интересно наблюдать, как они красуются перед зеркалом, от всей души радуюсь их успехам в танцевальных кружках. Да и помогают по хозяйству: картошку любят чистить, пылесосить, на стол всегда сами собирают. Сейчас девочки просят: мама, давай возьмем еще сестренку. А я бы и рада, но по метражу пока не получается…
Если Дзидра удочерит еще одну девочку, она станет мамой семерых детей, и волшебное слово «семья» обретет новый смысл… Впрочем, она уже его обрело:
- Каждый из детей – частичка меня. Я не ощущаю себя опекуном, это слово очень режет ухо. Когда прихожу куда-нибудь с документами и нужно говорить, что это мои приемные дети, всегда хочется сказать, что я мама. Натуральная мама!
В видеофильме появляются лица незнакомых ребятишек. Дашин голос за кадром с выражением восклицает: «На две семьи – десять детей!» (сын Дзидры Максим, у которого уже появилась своя семья, - одиннадцатый. – Прим. авт.)
- А кто это? – интересуюсь я у Дзидры.
- Племянники! – с гордостью отвечает женщина. – Младшая сестра Иветта, вдохновившись моим примером, увидев, что у нас замечательная дружная семья, что девочки меня любят, тоже решила взять детей на воспитание. Я ее ободряла: дом есть, все есть, а ребенку нужна мама…
Семья Лагуткиных – Игорь и Иветта - стали приемными родителями сравнительно недавно, в 2011 году, но признаются, что детей на «своих» и «не своих» никогда не разделяли.
- Когда узнала, что родители хотят удочерить Алину, поддержала их: все брату веселее, у меня из-за учебы и тренировок не получается уделять ему много времени, - вздыхает восемнадцатилетняя Лиза, старшая дочь Лагуткиных.
- Потом усыновили Костю, все-таки мальчику интереснее с мальчиком играть, а Костя всего на год старше пятилетнего Юры. Взять Марину посоветовала моя мама. Девочка нам приглянулась, но она была такая худенькая, страдала косоглазием. Мама и пристыдила – разве ребенок виноват, что он такой. Сделали Мариночке операцию, теперь она у нас из гадкого утенка превратилась в красавицу, - Иветта обнимает улыбающуюся семилетнюю девочку.
Лагуткиным тоже не дает покоя магия числа семь: Игорь с Иветтой хотят взять на воспитание еще двоих детей. Правда, здесь дело вовсе не в нумерологии. Родители всей душой полюбили двух родных сестренок из тямшанского приюта, но количество квадратных метров в доме позволяет им удочерить лишь одну, а кто же станет разъединять сестер…
- Когда мы выходим все вместе гулять, со стороны напоминаем группу детского сада. Я иду в начале, затем дети гуськом, замыкает шествие сестра, - смеется Дзидра. -Все праздники отмечаем за одним большим столом, все проблемы решаем сообща.
К добродушным и отзывчивым сестрам часто обращаются за советами другие приемные родители поселка. Многие любуются, глядя на огромное и дружное семейство, но сколько людей - столько и мнений.
- Есть люди, которым мы не нравимся. Некоторые говорят: зачем понабрали детей от таких родителей, какими они вырастут с такой наследственностью. Но мы не боимся генов - у всех в роду были и хорошие люди, и плохие. Главное - воспитание. Еще обиднее звучат обвинения в том, что мы якобы наживаемся на наших детях. Только глупый человек может так сказать, ведь сколько всего нужно ребенку: начиная от «одеть/обуть» и заканчивая «сводить в кино/записать на кружок». Сначала возмущались, а теперь закрываем на подобное глаза. Переживаем, но не придаем этому значения, - пожимают плечами Дзидра и Иветта.
Так и живут две сестры со своими семьями, поддерживая и помогая друг другу. Их разделяет лишь небольшая дорога от одного дома до другого. Но это расстояние - чисто символическое.
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru
Фото автора.
Я тоже мама трёх приёмных девочек. как говорят мой возраст не позволяет, взять ещё детей. но я бы ещё взяла девочек.... ты молодец!!! Дзидра. Счастья вам всем. с удовольствием прочитала эту статью.
я знаю эти семьи .отличные детки и их мамки