- Это очень большая проблема, - говорит председатель ПРОО «Комиссия по контролю за соблюдением законодательства и развитию садоводств Псковской области» Анна Войченко. - Потому что в свое время большинство участков было предоставлено гражданам в собственность, а по Конституции лишить человека собственности можно только по решению суда. Данные о владельцах, как правило, отсутствуют - кто-то уже умер, а наследники в право наследования не вступили, другие уехали за пределы региона. Неожиданностью для нас оказалось и то, что миграционная служба не имеет права официально предоставить эти данные земконтролю - по закону о защите персональных данных.
- Представляете, еще до 1997 года глава администрации города имел право своим распоряжением отменить решение о предоставлении гражданам земельных участков, сейчас такое невозможно,- включился в разговор председатель правления региональной Ассоциации садоводов Анатолий Бибаев. Это к тому, что некоторые потенциальные дачники считают, что свободные (читай - кем-то брошенные) участки необходимо предоставить им в собственность, причем незамедлительно и безвозмездно. В принципе, вернуть эти участки возможно, но не быстро - это точно, и вряд ли бесплатно. Для того, чтобы навести порядок, садоводы и общественные организации самостоятельно выявляют бывших (?) владельцев земельных участков. Для реальных же дачников, которые из года в год озабочены выращиванием урожая на своих шести сотках, такое соседство в виде практически бесхозных и заросших участков аукается дополнительными расходами - налоги-то товариществу нужно платить за всю землю. Поэтому именно для них в первую очередь имеет смысл выявить владельцев незадействованных участков. Такую процедуру называют общественным земельным контролем.
- Каким образом осуществляется общественный контроль? Специалисты садоводства выезжают на место расположения участков, при необходимости - с инженерами-геодезистами, потому что найти конкретный участок в огромном массиве сложно, - рассказывает о порядке проведения контроля самими дачниками Анна Во-йченко. - Опрашиваем соседей или хозяев близлежащих участков, поднимаем все документы по товариществу, используем архивы - для получения полной картины необходимо выяснить около десятка пунктов...
Учитывая, что историю садоводства необходимо проследить с 90-х годов (хорошо, если не с 70-х!), определить владельца покинутого участка - дело далеко не простое. И не всегда реальное. Поэтому в случаях, если ни хозяина, ни его наследников выявить не удается, пустующий и зарастающий участок продолжает «зависать в воздухе». Если владельца участка в результате проведенного общественного земельного контроля выявить все-таки удалось, то данные о таких участках и владельцах передаются в Росреестр для проведения государственного контроля. К слову, за последние несколько лет общественный контроль удалось провести только в 17 садоводствах из 130 расположенных на территории Псковского района и одном -Печорского. Специалисты Росреестра успели проверить и того меньше - три садоводства, в этом году планируется осуществить контроль в отношении еще двух товариществ. Работа идет медленно, но Росреестр - единственный государственный орган в области, который работает по земельному контролю в отношении садоводческих товариществ. Дачники благодарны специалистам за эту работу, а также надеются, что со временем она все-таки активизируется.
Анатолий Бибаев, который всю жизнь занимается садоводческими товариществами, считает, что проблем с брошенными участками не было бы, если в 90-х годах правильно провели приватизацию.
- Во всех законах прописано, что земельный участок должен быть освоен в течение трех лет. Поэтому было бы правильно, если бы заявление на приватизацию от гражданина принимали через три года, когда тот уже успел освоить участок и что-то на нем построил - теплицу, или хотя бы клумбу разбил, - высказывает свое мнение Анатолий Бибаев. - В последнее время хотя бы отказаться от дачного участка можно бесплатно, а раньше для того, чтобы бесхозяйное недвижимое имущество поставить на учет, к заявлению об отказе нужно было приложить межевой план, оформить который в то время стоило 3-4 тысячи рублей. Ну какой нормальный человек так поступит?
Как бы то ни было, сегодня мы пожинаем плоды управленческих решений 90-х годов, и даже более раннего времени. Единственное нововведение, которое могло бы хотя бы отчасти облегчить и ускорить процедуру выявления хозяев брошенных дачных участков - включение средств на проведение общественного земельного контроля в областную целевую программу по поддержке садоводств. По словам Анны Войченко, такой вариант в 2013 году вполне возможен.
Лариса АНДРЮШИНА.
ali@province-pskov.ru
Следует отметить что данная комиссия по садоводствам продает участки практически по рыночным ценам, а председатель комиссии владеет 50 участками из садоводств которые она "проверяла" - реэлтарская фирма одним словом!