Следующий экспонат - магазин от ручного пулемета системы Дегтярева. Есть такое понятие - «живучесть пулемета». Сделав определенное количество выстрелов, оружие перегревалось, теряло меткость и выходило из строя. Для ручных пулеметов нормальной считалась живучесть в 10 тысяч выстрелов. Такой показатель, к примеру, был у лучшего немецкого «ручника» МС-13. А у нашего 75-го - 100 тысяч выстрелов, вес - 11,9 килограмма, емкость магазина - 47 патронов, практическая скорострельность - 80 выстрелов в минуту, дальность прицельной стрельбы - полтора километра, - экскурсии по музею заведующая сектором библиотечной работы Кировского клуба-библиотеки Елена Тихомирова проводит как заправский знаток оружия. И это неудивительно, ведь большинство экспонатов выкопаны из земли, отчищены от грязи и подготовлены для экспозиции ею лично вместе со школьниками, участниками поисковых походов по окрестностям. Такие поисковые экспедиции проводятся ежегодно, начиная со дня основания музея в 2006-м, а действующая музейная экспозиция так и называется - «Железные свидетели войны».
- Детям очень нравится участвовать в походах и поисках будущих экспонатов, но необходимо быть очень осторожными, потому что до сих пор в земле находится еще очень много снарядов, в том числе, неразорвавшихся. Поэтому каждую группу учеников из десяти человек сопровождают три-четыре взрослых педагога, - продолжает Елена Евгеньевна.
Краснопрудская волость - одна из немногих в Псковском районе, по территории которой проходила укрепленная фашистами оборонительная линия «Пантера». «Одетая в железобетон, эта линия была глубокоэшелонированной, с множеством опорных пунктов с бронеколпаками, где денно и нощно патрулировали автоматчики, с блиндажами и дотами, многорядными заграждениями из колючей проволоки и минными полями, зарытыми в землю танками и пушками, установленными на прямую наводку» (из «Книги Памяти Псковского района»). Достаточно «сюрпризов» и по сей день хранит в себе Краснопрудская земля.
К слову, из трех проживающих сегодня на территории Краснопрудской волости участников Великой Отечественной войны один - Николай Иванович Корныльев - участвовал в страшных боях на линии «Пантера» и освобождал родной Псковский район. В своих воспоминаниях, записанных и хранящихся в музее Кировского клуба-библиотеки, он рассказывает: «В июне 1944-го направили в 129 гвардейский стрелковый полк рядовым пулеметчиком. В распоряжение был выдан пулемет «Максим». Вес пулемета почти 70 килограммов, поэтому для пулемета назначались два солдата, моим напарником был пожилой мужчина по фамилии Косяков, имя не запомнилось. «Тело» пулемета - 28 килограммов - носил я сам, напарник нес катки, весившие 32 килограмма. Десятикилограммовый щит пулемета помогал нести третий боец».
Бои, в которых воевал Николай Корныльев, проходили около деревни Погостище, деревня неоднократно переходила из рук в руки - то немцы ее захватят, то вновь свои отобьют. В Погостище погиб и Никита Васильевич Никитченко, подбивший гранатами несколько фашистских танков. За свой подвиг он удостоен звания героя Советского Союза, памятник земляку стоит в деревне Кирово около Дома культуры… Но усталые, обессилевшие и голодные, солдаты продолжали воевать. Николаю Ивановичу запомнилось одно раннее утро.
- Как-то сидели в окопе, завтракали. Напарник мой, Косяков, захотел выйти из окопа, а бойцы его предупредили, чтобы не высовывался. Но он никого не послушал и поднялся из окопа. Уселся на пригорочек и только хотел поднести ложку ко рту, как пуля немецкого снайпера свалила Косякова. Я заметил, откуда был сделан выстрел - из ближнего лесочка, и выстрелил из своего «Максима» по тому месту. Все смолкло. Этот эпизод навсегда остался в моей памяти, - заключает ветеран.
Если оккупация для мирных жителей этих мест началась довольно спокойно, и фашисты их почти не трогали, то уже летом 1943-го немцы вовсю практиковали карательные операции. Появился специальный отряд, состоявший преимущественно из эстонцев и латышей. Одними из первых запылали деревни Мокино, Баево. Через неделю - Морозы, Филатово, Кожемяки. В октябре, когда жгли деревни Гостилы, Юханово, Зайково, пятеро жителей этих деревень были расстреляны карателями. В деревне Зайково четыре человека были сожжены заживо в своих избах. 5 декабря каратели силой согнали 28 жителей Олисово, Добровитки и Москвино в Добровитскую церковь, храм взорвали вместе с находившимися в нем людьми. Карательные отряды сожгли все 75 деревень Краснопрудской волости, одиннадцать из них так и не смогли возродиться и навсегда исчезли: Ваньки, Заболотье, Лихушино, Лабинка Малая, Савино, другие. Из 565 мобилизованных жителей волости 446 воинов погибли, 60 человек мирного населения было уничтожено фашистами, точное число угнанных в плен мы не знаем. Известны имена лишь 2365 воинов, освобождавших Краснопрудскую землю, а сколько неизвестных солдат еще лежит в ней…
Краснопрудскую волость освободили в первых числах августа 1944 года, поэтому праздник, который отмечается 2 августа, стал тройным: и день рождения волости, и день освобождения от фашистов, и начало возрождения из пепла. А в память взорванной церкви святого Ильи Пророка в Добровитках жители на этом же месте несколько лет назад установили часовню.
Лариса АНДРЮШИНА.
ali@province-pskov.ru
Фото автора.
В архиве моего отца, Копытова Алексея Николаевича, есть фотография деревни Баево, в освобождении которой он участвовал. http://i-fotki.info/19/91fd0010b7eb7e675cc8893e3e6411bf59fc45211265459.jpg.html
Мой дед погиб и похоронен в д Баево 24 06 1944г Если кто знает подробности того боя прошу сообщить.Прошу помоч в д Баево на обелиске в фамилии деда допушена ошибка вместо Плахов выбито Плехов подскажите как исправить ошибку ато както нехорошо да и неправильно это. документы подтверждаюшие есть. igor-p32@mail.ru