В двух словах о деревне Партизанская - райское местечко для дачников и проклятое для местных жителей, коих прописано порядка 500 душ. Главная беда - нет работы. Тем, кто работает на почте, в медпункте, магазинах, детском саду и сельхозпредприятии, считается повезло. Из альтернативы - заготовка леса и собирательство ягод с грибами.
Пока в деревне есть детсад, в ней будет тлеть жизнь, - считают здешние жители. Нужно отдать должное мудрости администрации Гдовского района, которая это понимает и потому сохранила дошкольное учреждение, работающее с 1955 года, на правах отделения Яммского детского сада. В 2009 году ситуация сложилась особенно критическая: ясельную и садовскую группы посещало всего 6 человек. В то время как при советской власти детсад в деревне Партизанская был переполнен - в него ежегодно ходили около пятидесяти ребятишек.
Особенность деревенского детсада в том, что детишки ходят в одну разновозрастную группу. Ребетня от 1,5 до 7 лет занимается по стандартной государственной программе, которая на 20 процентов разработана педколлективом. С учетом местных особенностей она имеет краеведческий и оздоровительно-экологический уклон. Работать с детьми в деревне, как призналась Надежда Вячеславовна Максимова, непросто. «И дело даже не в банальном отсутствии фонотеки, которая требуется по программе. Есть потребность в психологе, социальном работнике, но самая большая - в логопеде. Раньше из 25-28 детей в группе не выговаривали типичные проблемные буквы – «р», «л», шипящие лишь двое-пятеро, сегодня речь неразвита у ста процентов детей в группе». Кроме того, они очень «зажаты», оттого, что помимо воспитателей, родителей и немногочисленных сверстников ни с кем не общаются. Деревенские дети не видят в живую развлекательных представлений. За последние два года в Яммский детский сад лишь однажды приезжал клоун...
В штатном расписании детсадовского отделения деревни Партизанская теперь нет ставки заведующей, хотя ее обязанности по-прежнему добросовестно выполняет Надежда Максимова. «Нужды у нас есть и большие, но финансируемся мы не в таком объеме, которого требует действительность», - призналась она. Большую часть ее рабочего времени «съедают» хозяйственные проблемы. К примеру, деньги на дрова выделяются в ограниченном количестве, но их еще и купить непросто. Нужно 50-60 кубов. Продаются дрова чурками или долготьем, поэтому требуется найти людей для расколки. Укладываются 10 - 12 машин дров... силами коллектива и родителей. Нынче хорошо сработали - все дрова, причем чистая береза, уже уложены в сарае. И само здание детсада требует косметического ремонта - уже и предписание есть Роспотребнадзора. Прежде его делали силами коллектива, нынче самим не потянуть физически. А тут еще сгнила на крыше коньковая доска, но денег на ее замену нет. Придется искать того, кто бы это сделал подешевле. А кого? Этим летом собрались переложить две печки. Ранее выложили на кухне новую плитку и зацементировали крыльцо.
Единственной воспитательнице Марине Кулаковой прибавили зарплату примерно на три тысячи рублей, жалованье остальных работников детсада остается мизерными. Истопник получает 0,75% ставки - 3400 рублей в месяц. При этом, нужно встать в четыре утра и протопить к приходу детей, как требуют инструкции, всего восемь печей. Ставка прачки - 0,25% ставки. Это 1200 - 1300 рублей. Даже при их совмещении назвать нормальной эту зарплату язык не поворачивается. «У нас замечательный коллектив. Если надо, каждый будет делать все. Иначе никак. И трудятся за такие деньги только те, кто предан своей работе. И еще родители нам помогают», - подчеркнула Надежда Максимова.
Александр МИЛЬКА.
maa@province-pskov.ru
Фото автора.