
Победные майские дни - самое время подумать о... кино. Опять, он о кино, скажете вы... Нет бы о проблемах, о мусоре в городе, который остается на улицах накануне праздника, о пыльных псковских бурях из остатков зимнего песка, которым посыпали улицы и не убрали его вовремя, о бесформенных, закрытых заборами строительных объектах, о состоянии памятников истории, об отсутствии дорог, об облупившихся фасадах домов. Да, что там, куда ни кинь... А я все-таки... о кино.
И потому, что фильмы о войне и солдатах наполняют в эти дни все российские телеканалы. И потому, что кино, как ни крути, вот уже долгие десятилетия остается самым главным способом для проникновения в души людей в разных странах мира. И герои «Такси», и «Пиратов Карибского моря», и других известных мировых картин, говорят на многих языках мира, и таким образом становятся лучшими парламентариями и дипломатами. Конечно, необычно смотреть, как капитан Джек Воробей говорит на экране по-польски, по-украински, по-литовски, по-чешски, но благодаря этому зрители в каждой стране склонны воспринимать героев именно как своих соплеменников и земляков. Такова сила кино. И, наоборот, когда видишь на польском экране знакомое лицо Януша Гайоса, который когда-то сыграл роль молоденького польского танкиста Янека, воевавшего вместе с советскими людьми против фашизма, в фильме «Четыре танкиста и собака», то чувствуешь необыкновенную теплоту и к актёру, и к полякам. И что бы там политики в последние годы не выделывали, как бы ни стравливали народы, некогда близких по духу стран - мы все равно, на уровне простых людей остаемся близки и понятны друг другу. И в этом тоже сила кинематографа.
Остается только пожалеть, что на всех мировых языках в последние годы все больше говорят Джек Воробей, Крепкий орешек и им подобные популярные киногерои, а совсем не герои кинолент о солдатах Великой Отечественной войны. Когда в майские дни освобождения Европы от фашизма по европейским телеканалам пару раз покажут, к примеру, «Спасти рядового Райана» - то в очередной раз дадут понять, кто спас Европу от коричневой чумы. Но, где же наши фильмы об Алеше, Степане, Иване, Миколе, Джумаре..., которые тысячами полегли в чужеземье, освобождая те народы от фашизма? Или спасли мир и вернулись тихонько домой? Почему туда не продвигаем старое советское кино о войне? Где в других странах «Журавли», «Батальоны просят огня», «Баллада о солдате», «Отец солдата» и многие другие? Почему не снимаем такие же добротные фильмы, чтобы их захотели смотреть и в странах бывшего СССР, и в европейских странах? Только не о вездесущих синих мундирах НКВД, о злостных политруках и комиссарах, о беспомощных командирах - от них и без того тошнит. Эти образы уже достаточно исказили истинные образы и советских людей, и советских солдат. А честное кино, без выдуманных страстей, с нормальными лицами солдат, с захватывающими интересными историями, с лихо закрученными сюжетами, нашими супергероями, наконец. Почему не продвигаем альтернативу «рядовому Райану»? Нашего - безальтернативного Ивана!
Кстати, для всех женщин старшего поколения, которые еще девчонками были влюблены в голубоглазого и веселого танкиста Янека и его собаку Шарика, спешу сообщить: о судьбе Шарика ничего неизвестно. А вот Януш Гайос жив-здоров, живет в Польше, играет в кино. Правда, от юного Янека остались теперь только глаза, которые, кажется, спутать ни с какими другими невозможно.