
Откуда приходят войны? Об этом продолжаются споры. И иногда теперь все выворачивают наизнанку, и старые обиды подчас становятся новыми причинами. Вот и в Америке тоже случаются распри, которые возникают на почве уже далекой гражданской войны середины 19 века. А в единой Европе есть те, кто до сих пор ищет виноватых в развязывании Первой мировой войны, гадая, какую же роль играл Гаврило Принцип, бросивший бомбу в австро-венгерского эрцгерцога Франца Фердинанда. Впрочем, мнения даже самых известных и авторитетных ученых уже не могут повлиять на результаты тех войн, но случается, помогают воспитывать в новых поколениях настороженное отношение друг к другу, «подкидывая дров в печку». Не говоря уже, о последствиях истории середины прошлого века, когда Гитлер своими теориями загипнотизировал массы народа во всей Европе и так обострил болезнь исторических корней в Старом свете, что вылилось это в невиданную Мировую войну… О тех страшных годах в разных странах, о болезненной памяти, о тлеющем огоньке напоминают многие вещи.
Как-то некоторое время назад в Берлине появился видеоролик одной из новых моделей немецкого автопрома. В самой Германии содержанию обычной рекламной продукции не придали никакого значения. Сюжет ролика: показано бегство поляков под наступлением немецкого автобренда, опустевшие города, покинутые дома и слоган: «от Берлина до Варшавы на одном танке». Авторы ролика имели в виду, что «танком» во многих европейских языках называют бензобак. Но ведь это еще и та военная техника, с участием которой фашисты начинали Вторую мировую войну,вторжение в Польшу 1 сентября 1939 года, после чего страна была оккупирована. Аналогия понятна без лишних слов… Когда ролик прокрутили и по польскому ТВ, тут уже равнодушных не было, даже госорганы выразили протест в адрес создателей и прокатчиков ролика. Если страна хочет воспитать в своих гражданах толерантность, доброжелательность, отрицание фашизма - она делает это вдумчиво и комплексно, как, например, Германия в последние десятилетия. И, тем не менее, и в таких условиях встречаются ситуации, как этот рекламный ролик, когда люди не задумываются, что творят и «как их слово отзовется».
И если присмотреться, то станет понятно, что «болезнь корней», к сожалению, как и положено спящему вулкану, лишь притихла на время. В некоторых странах этим недугом страдают единицы, в других - им заражены даже представители политического руководства, которое видит, как в их государстве забавляются с нацистскими идеями, фашистскими символами, обожествляют эсесовских героев и ничего не делают с этим. Ничего не делают для того, чтобы не будить спящий вулкан. Честно говоря, если где-то продолжат воспитывать ненависть, будут бездумно наполнять ею и кино, и музыку, и учебники - тогда рано или поздно в мире появится новый фюрер, и вспыхнет очередная война.
Что можем сделать мы, чтобы новые поколения не разбудили вулкан? Можем, например, в приближающееся 22 июня зайти к Вечному огню, или на братское солдатское захоронение на Юбилейной в Пскове, или к памятным знакам на месте концлагерей и шталагов, там же на Юбилейной, или у школы №7 на берегу Великой, или в Крестах, в Моглино. Или совсем рядом - к валуну на центральной площади Пскова, который поставили здесь в память о первых массовых казнях псковичей, сотворенных фашистами прямо здесь, где вы сегодня гуляете. Да, во многих городах и селах России есть такие знаковые точки. Сходите сами. И возьмите за руку младших, покажите им эти места, чтобы они знали, что случилось 22 июня 1941 года, и чтобы через некоторое время они не побежали под мосты, в другие укромные уголки рисовать свастику или другие знаки, обозначающие ненависть и смерть.