Одно из последних предложений Ливанова, ставшее реакцией на недавний скандал со сдачей ЕГЭ, обсуждается сейчас одинаково горячо и в высших эшелонах власти, и дома, на кухне. Речь идет об изменении порядка приема в вузы. Новые правила начнут действовать (если вообще начнут) с лета следующего года. По мнению министра, проходной балл должен складываться не только исходя из результатов ЕГЭ, но и с учетом средней оценки в аттестате. Кроме того, следует учитывать портфолио ученика, то есть его достижения в спорте, творчестве и школьной научной деятельности. Еще один критерий - результат сдачи возрожденных и модернизированных норм ГТО, которые, по поручению Президента РФ Владимира Путина, должны будут внедрены во всех российских школах. Очевидно, что новые правила «Игры» не облегчат, а только осложнят жизнь выпускникам. В результате жесткого отбора отсеются не только троечники, но и крепкие «хорошисты», не блиставшие на школьной сцене или на спортивных соревнованиях. А так же дети не очень состоятельных родителей, для которых сто с лишним тысяч в год - сумма неподъемная. Если учесть, что в связи с демографической «ямой» ученые прогнозируют сокращение числа поступающих в российские вузы на 40 процентов к 2018 году, возникает резонный вопрос - а кто вообще будет учиться? И не придется ли закрывать институты, как когда-то детские сады?
По словам министра, решить судьбу абитуриентов 2014 года нужно уже в сентябре, ведь именно осенью утверждаются правила приема в вузы на следующий год. Предложения Дмитрия Ливанова комментируют эксперты «Псковской провинции» в материале Ульяны МИХАЙЛОВОЙ.
Владимир Чиганашкин, бывший учитель физики с 50-летним стажем:
- Прибавка среднего балла аттестата к результатам ЕГЭ - хорошая кормушка для некоторой части учителей. Точнее, недобросовестной ее части. Другое дело, если будет иметь вес участие ученика в олимпиадах и конкурсах. Пока что прибавки существуют только за призовые места во Всероссийской олимпиаде. Но на это способны единицы действительно очень талантливых учеников, а получить высшее образование хотят многие. В связи с этим очень важно, чтобы в портфолио документально отражались весомые достижения ученика, в том числе и организация значимых в масштабах школы, города или села конкретных дел. Обычно об этом пишут в характеристиках, выдаваемых выпускнику. Но приемной комиссии сейчас приходится все эти бонусы принимать (или не принимать) на веру. Хотя если за портфолио придется ставить средний балл непонятно по каким критериям, то у приемной комиссии появится еще один повод манипулировать документами.
К физкультуре я отношусь с большой любовью и до сих пор храню свой золотой значок ГТО. Мы, учителя, обычно сдавали нормы ГТО вместе с учениками. Возрождение старой традиции меня бы обрадовало, если бы в школах в достаточных количествах появились спортивные залы и соответствующее оборудование. То, что ни в одной школе Пскова нет лыж, это факт. Есть только в нескольких колледжах. Добавленный третий час физкультуры без хорошей материальной базы так же пуст, как и два существовавших ранее. Взамен возрождению не предмета, а физической культуры, как таковой, министр Ливанов предлагает абитуриенту добыть справку о сдаче норм ГТО, и таким образом увеличить шанс на поступление. Это еще один не совсем умный способ для того, чтобы пролезть в вуз мимо ЕГЭ. Дополнительный экзамен в вузе, средний балл аттестата, средний балл за ГТО, целевой прием, льготный прием и многое другое - «крысиные ходы», используемые для наживы недобросовестными людьми.
Сергей Калинин, психолог:
- Правительство постоянно предлагает какие-то инициативы. Их смысл часто неясен, а многие попросту не доводятся до ума. Здесь уместна следующая аналогия: на определенных стадиях серьёзного психического заболевания - депрессии - у больного бывают моменты, когда его одолевает жажда бурной деятельности. В момент такой повышенной активности люди начинают совершать множество дел, чаще всего не имеющих особого смысла и не избавляющих их от основной проблемы. Например, передвигать мебель или натирать до блеска и без того чистую посуду. Ситуация в российском высшем образовании очень напоминает поведение депрессивного больного. Министерство затевает какую-то очередную «движуху», но ключевые проблемы сферы образования никак не решаются. Большинство подобных инициатив правительства носит, скорее, демонстративный характер, чем как-то радикально изменяет положение дел.
Как человек, который лет пятнадцать проработал в приёмных комиссиях различных вузов, я осмелюсь утверждать, что Дмитрий Ливанов изобрёл велосипед. Всегда, во все времена, в любых приёмных комиссиях любых вузов так или иначе уже учитываются «дополнительные показатели» абитуриента. По поводу спортивных достижений, то у поступающих тоже никогда особых проблем не было. Любой крупный вуз мечтает заполучить в свои ряды студентов с высокими спортивными разрядами. Кстати, на мой преподавательский взгляд, это порочная практика, так как среди поступивших спортсменов те, кто действительно хорошо учится - редкое исключение.
И последнее, что я хотел бы сказать уже как психолог: каждая подобная инициатива от министерства образования - это серьёзный стресс для старшеклассников и их родителей. Может быть, министерству следует больше думать не о «передвигании мебели», а о системном улучшении качества своей работы?
Людмила Фомичева, ректор ПОИПКРО:
- Данная инициатива справедлива по отношениям к самым большим труженикам школы - ученикам, которые идут всегда на очень приличном, высоком уровне. При этом даже если они учатся в профильных классах, такие дети не выбирают, какие им предметы нужны, а какие нет. Им все нужно, и все одинаково добротно и ответственно изучается. А потому нельзя не учитывать их усилий по другим предметам. Не стоит забывать и о том, что формирование личности идет за счет взаимодействия абсолютно всех учебных дисциплин, а не только профильных. Нравственная составляющая этой проблемы заключается в том, что трудолюбие и ответственность - величины постоянные. Трудолюбивый и ответственный ребенок творчески подходит к решению любой задачи, чаще участвует в разного рода неучебных мероприятиях, а все его достижения и успехи, в том числе и по профильным предметам, фиксируются в портфолио. Это существенно дополнит общую картину состояния ребенка. И вузы правы, что не очень доверяют высоким результатам ЕГЭ, потому что не понятно, каким путем они получены. Итоги прошлого года показали, что в вузы вместо талантливых ребят приходят узкопрофильные стобальники. Наверняка больше, чем на один семестр, они не задержатся, но чье-то место уже займут.
Что же касается норм ГТО, то, на мой взгляд связывать их с поступлением в вуз не имеет смысла. Единственное назначение норм ГТО - это укрепление и сохранность здоровья. То, что предложил Ливанов, является данью времени и ответом на поручение Президента возродить физическую культуру российских школьников. Но смысл этого возрождения не в том, чтобы зарабатывать себе баллы при поступлении в институт. Иначе в серьезных вузах у нас будут ребята, отличающиеся исключительно физической подготовкой. Само по себе это не плохо, но есть и другие, более важные показатели.
Я не была сторонником ЕГЭ, но считаю, что это облегчает поступление в вузы, причем, в любые. Раньше нужно было сдавать до 8 экзаменов в средней школе, потом еще 4 при поступлении в институт. Это большая психологическая и физическая нагрузка. Но, думаю, будет правильным учитывать средний балл аттестата, так как он все-таки говорит о том, что ребенок стараляс учиться и у него есть базовые знания.
Форма поступления в вузы через ЕГЭ мне нравится - выпускник не несет такую нагрузку, как мы в свое время, сдавая сначала выпускные экзамены в школе, а через месяц - вступительные в институт. Да и документы можно подать одновременно в несколько институтов, что облегчает поступление. А вот как в старших классах избежать "дрессировки" и натаскиваний к сдаче определенного ЕГЭ, а научить ребенка учиться и мыслить широко - большой вопрос.