
Тело священника с ножевыми ранениями обнаружили около 20:00 часов в его доме возле храма Константина и Елены в Красногорском проезде. По словам очевидцев, он кричал, что убить священника ему велел сатана, а при задержании ударил себя ножом в грудь. Также по информации из неофициальных источников подозреваемый в нападении на священника находится в реанимации. Корреспондент «Псковской провинции» Павел Дмитриев учился в Православной общеобразовательной школе регентов, инициатором создания которой был отец Павел. Он рассказывает:
- Я впервые увидел отца Павла в 11 лет, когда перешёл в школу регентов, созданием которой он и занимался. Тогда ещё он был настоятелем храма Святых Жён-Мироносиц - через 5 лет у него отнимут и этот приход. Сказать, что мне повезло познакомиться, учиться и общаться с этим человеком значит не сказать ничего. Он вёл в школе уроки церковного устава (для людей несведущих поясню, что это не Закон Божий, относительно включения которого в школьную программу уже сломано много копий). Для подростков свойственно вести себя на уроках плохо. Православный статус школы регентов этого правила не отменял. Но вести себя неподобающе на уроках отца Павла мы, его ученики, просто не могли. Этот человек, в прямом смысле этого слова, излучал доброту. И тогда, будучи ребёнком, я чувствовал это особенно отчётливо. Никакими окриками от нас было не добиться того, чего добивался он добротой - уважения к себе и собственному предмету. К этой его доброте тянулись не только дети: прихожан его храма, его «духовных детей» их сейчас много. Многих, наверно, удивляет, как убийца мог жить в его доме три дня, но в этом был весь отец Павел. Не приютить, не накормить просящего, нуждающегося - для него было невозможно. Я бы даже сказал, неорганично.
В конце прошлого года журналисты известного интернет-портала «Лента. ру» побывали у священника. Тогда он судился с Псковской епархией за своих прихожан. Вот что они пишут о нём:
- Около двух часов дня 13 декабря 2012 года клирик псковского храма Святых Жен-Мироносиц протоиерей Павел Адельгейм и его жена Вера Михайловна садятся в серебристую «Волгу», чтобы отправиться в Псковский городской суд. Дочь протоиерея Маша окликает священника и говорит, что к нему пришли люди - поесть. «Ох, как некстати, - говорит Адельгейм и извиняется перед двумя мужчинами, которые выглядят как алкоголики. - Простите, пожалуйста. Совершенно нет времени, приходите позже». «И часто к вам так просто приходят поесть?» -спрашиваю я. «Постоянно, - отвечает Адельгейм. - Неудобно получилось, что нам уезжать».
Я уверяю вас, что история эта не придумана, и в ней нет нисколько фальши. Действительно, приходили постоянно, и действительно, никому отец Павел не отказывал. Словам Христа о том, что нужно накормить и отдать последнюю одежду нуждающимся, он следовал всю свою жизнь. Не укладывается в это представление тот факт, что уже четыре года он вместе с группой активных прихожан не вылезает из судов - церковных и светских.
Отец Павел конфликтовал с митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием. Он потерял два прихода, да и школа, которая при содействии главы псковского духовенства могла бы процветать, всю свою историю нуждалась в деньгах. Конечно, в беседах с протоиереем Павлом мы не могли не касаться этой темы. Судить о том, кто прав, а кто виноват, я не берусь. Скажу только, что отец Павел защищал отнюдь не себя. Он защищал то, во что верил, защищал своих прихожан. В православии есть понятие «ревностный христианин». Ревностность здесь не чувство, которое возникает между мужчиной и женщиной, а бескомпромиссность, стремление не на словах, а на деле следовать Христу, усердно и кропотливо исполнять всё то, что Им заповедано. Так вот, отец Павел до конца своей жизни был ревностным христианином. Он был таким и в 70-е, когда два года отбывал тюремное наказание за распространение самиздатовской литературы, остался он таким и в наше время. Всю жизнь он терял: в тюрьме ногу, в Псковской епархии – храмы. Но от своего принципа – строго соблюдать все церковные и государственные законы - он не отступил до конца жизни, которую он и потерял, выполняя одно из этих правил. И всей своей земной жизнью отец Павел доказал, что смерть эта для него стала Великим Приобретением в его стремлении достичь Царства Небесного.
Вечный Вам покой, батюшка.
Павел ДМИТРИЕВ.
dpa@province-pskov.ru