
- Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам - самое молодое в его Администрации, - рассказывает Илона Мотеюнайте. - Оно было создано, в том числе, и в связи с обеспокоенностью Президента нравственным состоянием нашего общества. В 2012-2013 года был проведен соцопрос по выявлению иерархии ценностей жителей нашей страны. Наличие таких общепринятых ценностей, единых для всех граждан, независимо от того, за кого они голосуют: за Путина или за Навального, совершенно необходимо в каждой стране. Павел Зенькович, начальник нового Управления, привел в пример Америку, где каждый житель безусловно уважает Конституцию, стало быть, законность выступает общей ценностью для американцев.
Наши соотечественники, по результатам проведенного анкетирования, на первое место ставят семью, затем историю (героическое прошлое в том числе и военное) и культуру. Если пользоваться советской терминологией, то на повестке дня патриотическое воспитание. Но в новых, соответствующих времени, формах. На встрече преподавательница из Томска спросила у Павла Зеньковича: «Духовные скрепы - фраза года. Но что вы под этим понимаете?». Вопрос этот до сих пор мучит пользователей Всемирной паутины. Глава Управления по общественным проектам на этот вопрос ответил просто: «Ценности». Куда же делось слово «духовный»?
- И, мне кажется, что очень сильное слово «духовность» целесообразно употреблять пореже, - говорит Илона Мотеюнайте. - Оно в сознании людей связано с религией и церковью (потому что этимологически слово из этой сферы). Наше Правительство идёт с РПЦ на сближение, и именно поэтому это слово было употреблено, но сказать, что эта инициатива напрямую связана с этим сближением все-таки нельзя. Потому что вера - личное дело каждого, и у нас в Конституции прописана свобода совести и, кстати, отделенность Церкви от государства. И когда на этом совещании были предложены проекты совместные с Церковью - и начальник Управления, и присутствующие промолчали… Потому что просвещение и духовное просвещение, хоть и близкие вещи, но все же разные. Хотя я и читала исследования, где говорилось, что ни одно общество без религии существовать не может. Так что думаю, что слово «духовность» употреблено в данном случае в значении «нравственный», «моральный» без религиозных подтекстов.
Кроме того, у преподавательницы ПсковГУ нет никаких предубеждений относительно современного российского общества. Она говорит, что вообще сомневается, что оно плохое:
- Оно еще не развито, не так цивилизовано, как европейское. Но говорить о бездуховности – нельзя. Ведь волонтёрство в России развито, и занимаются им чаще молодые люди. Да и дети сейчас нормальные - просто бедность и социальное расслоение... И, возможно, закрытость профессионалов, неумение говорить с обществом. Работать надо очень много. Не просто самому развиваться, а работать, говорить с обществом, понимая, что жизнь - не праздник.
Филологическое образование заинтересовало новое Управление потому, что оно наиболее близко к формированию «вечных» ценностей. Было проведено три встречи с учителями русского языка и литературы, истории и вузовскими преподавателями этих же дисциплин. Преподавателей спросили, прежде всего, о проблемах образования, чтобы понять реальную картину, не по отчетам, где, конечно, всё хорошо, а в действительности.
- Мнение участников было совершенно единым, - вспоминает Илона Мотеюнайте. - Есть сложные проблемы, связанные с сокращением бюджетных мест на филологическое образование, они уже поднимались в связи с СПГУ, а также в связи с новым законом «Об образовании». Всем понятно, что вместе с водой можно легко выплеснуть ребёнка. Классическая филология не в моде, поэтому, чтобы выжить, все филологические факультеты России маскируют ее под PR и рекламу, расширяют журналистику, придумывают другие, «практикоориентированные» специализации. При этом все знают, что человек с настоящим, классическим филологическим образованием может работать во всех этих областях, и более компетентно, потому что умеет работать со словом и текстом, это наше родное. Быть литературным критиком, референтом, рекламщиком и пиарщиком, журналистом, редактором он может потому, что все эти профессии по самому большому счету связаны с умением понимать слово и создавать тексты.
Проблемы высшего филологического образования можно, конечно, адресовать Министерству образования Но Управление по общественным проектам также должно участвовать в решении проблем. Потому что вуз является далеко не единственным местом получения знаний. Музеи, театры, библиотеки, сайты в сети - всё это сейчас формирует единое образовательное пространство. Однако само собой это пространство не заполняется: на «просветительство» нужны не только интеллектуальные и душевные силы, но, прежде всего, время и деньги. Элементарно, чтобы привезти класс из сельской школы в музей, нужен автобус; для любой выставки нужны стенды; любое издание или создание сайта не обходится без материальных затрат, больших и меньших Поэтому создаются различные просветительские некоммерческие проекты, на реализацию которых Президент выделяет немалые суммы. Для оценки таких проектов нужны экспертные комиссии, состоящие из профессионалов. По этим и другим причинам нам было предложено создать Ассоциацию филологов. Для диалога между собой, для общения с государством, для формирования общественного запроса. Даже для того, чтобы человек мог спросить у профессионала, по хорошему ли учебнику занимается его ребёнок?
Павел ДМИТРИЕВ.
dpa@province-pskov.ru