Большой, широкоплечий, речь весомая и тяжёлая - в общем, всё, как полагается настоящему кузнецу. На глазах Сергей Котов за какие-то мгновения с помощью сварочного аппарата легко и непринужденно склеивает, как будто это бумага, а не металл, конструкцию для станка . Возникает вопрос:
- Сергей, в наше время, когда производство любых предметов обихода их металла уже давно поставлено на промышленный поток, где место кузнеца?
- Вы говорите о штамповках, хотя в природе не существует ничего абсолютно одинакового. Все блестит и сверкает, идеальной формы. Не знаю, как объяснить, наверное, в сделанных машиной изделиях не чувствуется тепла человеческих рук, нет следов напряженной работы ума мастера.
- В народных легендах и поверьях о кузнецах нередко упоминается нечистая сила, которая так и крутится вокруг кузницы. Ощущаете ее присутствие?
- Поверье, конечно. Но… По этой причине, в свое время даже сотрудники НКВД боялись трогать кузнецов. А присутствие какой-то сверхъестественной силы… Может, этому ощущению способствуют огонь и вода, стихии, с которыми работаем.
- Как старинные кузнецы сможете плуг, косу сделать и коня подковать?
- Легко. Любые сельскохозяйственные орудия могу сделать. Видел, как коня подковывает мой дед, знаю, как расчистить копыто, куда вбить гвозди, нужен специальный станок, но из-за одной лошади этим всерьез заниматься не будешь.
- Сергей, помните в сказках: «Достал меч свой булатный»… Что значит - булатный?
- Булат – крупно кристаллизованное железо, которое при плавке за счет дополнительных примесей приобретает особую прочность. Хотя, булат и дамаск, это больше дань прошлому, современные стали по своим физическим свой-ствам намного их превосходят.
- С какими заказами к вам обращаются?
- Зависит от финансовых возможностей человека. Это предметы интерьера, например, подсвечники, кованая мебель. Кому-то нравятся ограждения и ворота с художественной ковкой, скамейки. Вообще-то, не чураюсь делать и самые примитивные конструкции - двери, мангалы, у меня нет такого, что я «художник» и делаю только художественные изделия. Предпочитаю работать собственноручно изготовленными инструментами.
- Сергей, например, вы получили заказ на изделие художественной ковки, как происходит процесс создания вещи?
- Знать размеры и габариты заказанно-го изделия - мало, обязательно выезжаю на место, где это будет находиться. Перелопачиваю массу литературы, беру информацию из Интернета, подчеркиваю нужные мне идеи, в голове постепенно зреет образ будущей работы. Недавно поступил от монастыря заказ на предметы церковной и домашней утвари под определенный век. Мало того что я должен знать, как это выглядело в те времена, но изготовить так, чтобы это не смотрелось новоделом, а гармонировало с окружающей обстановкой.
- Что сложнее всего дается в плане изготовления?
- Люстра. Примерно такая, как сделали для Резиденции Президента в Валдае. Подсвечник непросто изготовить. Нужно поломать голову над тем, какой формы сделать ножку. Был подсвечник, с изготовлением которого я зашел в тупик. Вернулся к заготовке только через два года, довел до ума. Потом показал этот подсвечник в качестве визитной карточки одному знающему человеку из Санкт -Петербурга, впоследствии получил от него большой заказ.
- Сергей, почему пошли в кузнецы?
- Не знаю. Может быть, генетика, дед был кузнецом, а у прадеда на границе с Латвией была своя кузнеца. Кстати, у жены фамилия Кузнецова, ее дед тоже был кузнецом.
- Много желающих прийти в вашу профессию?
- Приходят. День – два поработают, понимают, что не туда попали, хотя, кто-то остается. Сразу предупреждаю, что надо платить за аренду помещения, за электричество, металл, плюс самому искать заказчиков, а за обучение денег не беру. По движениям рук могу определить, кто на что способен. Я сделал свою первую вещь через три года, как походил в учениках, через пять лет почувствовал себя мастером, а всего в профессии около двадцати пяти лет.
Павел ИВАНОВ.
Фото Александра МИЛЬКИ.
Слава Кузнецам!