Пока собиралась, наслушалась разного. Одни знакомые рассказывали о том, что, мол, «батьке» удалось сохранить кусочек СССР и именно в Белоруссии сильнее других мест ощущаешь ностальгию по советским временам. Другие говорили, что люди, находящиеся под неусыпным контролем идеологов, ходят там по струнке, пашут с утра до ночи. Зато с работой проблем нет, и тарифы на ЖКХ по сравнению с российскими «адекватные». Друзья вместо сувенира просили привезти местную колбасу, потому что она якобы вкуснее, натуральнее и, главное, дешевле, чем в Пскове. А те коллеги, которые уже были в подобных пресс-турах, посоветовали взять с собой... таблетки для улучшения пищеварения. Дескать кормят белорусы на убой - сытно, жирно и обильно. Оставалось все это лично перепроверить.
ВСЕ, КАК У НАС. ПОЧТИ...
Многие россияне, впервые побывавшие в Белоруссии, испытывают удивление. Идеальные трассы, обработанные поля, чистота в деревнях и райцентрах, не говоря уже о столице. Обочины дорог - отдельная «песня». Вместо мусора и стихийных рынков - уютные стоянки для путников. Там и перекусить можно под навесом, и отдохнуть в беседке и, кстати, есть куда мусор выкинуть. Каждый день дорожники тщательно подметают и даже моют стоянки, чтобы от начальства не влетело, да перед людьми стыдно не было. Для белорусов, к слову говоря, очень важно мнение окружающих. Особенно гостей.
Впрочем, все это для меня не было в новинку. Несколько раз я гостила в Минске у друзей и неплохо изучила местные «фишки». Но Беларусь настолько глубока и многолика, что с каждым ее посещением не перестаешь совершать новые открытия. На сей раз я более подробно познакомилась с системой медицинского обслуживания. По мнению самих белорусов, она переживает не лучшие времена. Например, зарплаты у рядовых медиков низкие. Настолько, что некоторые отправляются на заработки в Себежский или Невельский районы Псковской области. На наши зарплаты белорусским докторам проще прокормить семью. Да и текучка кадров в городских поликлиниках является проблемой - через два года после обязательной отработки молодые специалисты начинают искать более прибыльные места. Самое время развеять еще один миф - о том, что в бывшей союзной республике якобы совсем не существует проблемы дефицита квалифицированных медицинских кадров. Это не совсем так. Врачи действительно стоят в очереди на работу в крупных медицинских центрах, но в обычные поликлиники не рвутся. По данным Министерства здравоохранения, нехватка укомплектованности врачебных должностей по физическим лицам в Беларуси составляет 21,2 процента. Кроме того, 17,5 процента врачей являются пенсионерами и 8,5 процента врачей находятся в отпуске по уходу за детьми. Цифры, конечно, не критические, но отрицать проблему нельзя.
Достоин уважения тот факт, что профессиональные трудности врачей никак не сказываются на пациентах. В подавляющем большинстве белорусских поликлиник нет ни утренней давки в регистратуре, ни нервотрепки перед кабинетом. И привычных для нас полисов, кстати, тоже нет. В стране только лишь обсуждается возможность введения системы обязательного медицинского страхования. Но будет это или нет, ещё не знает даже сам Лукашенко. А пока белорусы гораздо охотнее обращаются в государственные учреждения здравоохранения, нежели в частные. Потому что по уровню оснащенности оборудованием и кадрами разница между ними несущественная. Например, подруга, к которой мне удалось выбраться в один из последних вечеров пресс-тура, пожаловалась на больной зуб. С лечением решила не затягивать. Буквально на следующий день, отправив детей в школу, а мужа на работу, пошла в поликлинику по месту жительства, сразу взяла номерок и уже в полдень была свободна. Успела даже обед приготовить...
НА ОСОБОМ ПОЛОЖЕНИИ
В Гродно мы познакомились с работой клинического кардиологического центра. По роду деятельности он чем-то напоминает сосудистое отделение Псковской областной больницы. Правда, наши врачи лечат еще и острые нарушения мозгового кровообращения, а коллеги из Гродно специализируются исключительно на патологиях сердца. Ежегодно здесь возвращают к жизни более 5 тысяч человек. Приятно отметить, что некоторые методы диагностики и лечения, которые используют белорусы — например, коронаро-ангиорография и стентирование - успешно применяются и в Пскове. Кроме того, здесь проводятся сложнейшие операции на открытом сердце, трансляция которых идет в режиме онлайн. Опыт восстановительного лечения гродненских докторов неплохо было бы перенять и псковичам. Для каждого пациента кардиоцентра, перенесшего инфаркт, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Он много гуляет ( благо, больница расположена на территории лесопарковой зоны), занимается лечебной физкультурой, посещает психотерапевтические сеансы, правильно питается, в общем, делает то, «что доктор прописал». В результате вероятность повторных приступов болезни уменьшается в несколько раз. Благодаря высокотехнологичной помощи снизилась и смертность от острого инфаркта миокарда. В прошлом году этот показатель составил всего 4, 5 процента.
«ЛАКОМЫЙ» КУСОЧЕК
С особым чувством рассказала Тамара Долгошей о платных услугах, призывая журналистов, а также их друзей и знакомых «по возможности ими воспользоваться». Вернее, пыталась рассказать, но организаторы пресс-тура вежливо ее оборвали, сославшись на серьезное отставание в графике встреч. Впрочем, на следующий день в райцентре Лида журналистам устроили экскурсию по единственному в городе частному медицинскому центру. Нахваливали всякие спа-процедуры, с гордостью демонстрировали «уникальное» диагностическое оборудование и высокую квалификацию докторов. А напоследок вручили прайс-лист. Честно скажу, не удивили. Да, уютно, да, комфортно, но в Пскове такие тоже есть. Гораздо больше вызвала недоумение настойчивость, с которой белорусские врачи себя рекламировали. И это при богатейших возможностях бесплатной государственной медицины.
Все оказалось проще некуда. Оказывается, в учреждениях здравоохранения Беларуси не только официально разрешены платные услуги, но и существует по ним план. Например, в этом году Гродненскому кардиоцентру нужно заработать 594 миллиона белорусских рублей. А раз план есть, значит, его надо выполнять. Местные жители желаемую активность не проявляют. Они так много работают, что на собственное здоровье почти не обращают внимания. А вот россияне для белорусских докторов - лакомый кусочек. Цены на медуслуги в переводе на русские деньги некоторым соотечественникам могут показаться очень привлекательными. Например, в Пскове дешевле, чем за 450 рублей к платному врачу не попадешь, а в той же Лиде первичный прием стоит 300 русских рублей. Специально для гостей из-за рубежа в Центре этажом ниже сдаются гостиничные номера. И все-таки медицинский туризм здесь развит не так сильно, как бы этого хотелось докторам и государству. Поэтому хоть и уверял Александр Лукашенко на пресс-конференции, что псковички охотно рожают в Беларуси, гораздо охотнее они едут в Прибалтику и крупные города России. А часто просто остаются дома...
Кстати, если вы думаете, что «лихорадит» только нашу медицину, то глубоко ошибаетесь. Белорусская система здравоохранения также не раз переживала реформы и глобальную модернизацию. И длится этот процесс, по словам Александра Лукашенко, уже «две пятилетки». Ожидаемой революции в системе оплаты труда медицинских работников так и не случилось, но рядовые белорусы от преобразований выиграли. На ремонт больниц, поликлиник и медицинских центров ежегодно тратятся миллиарды белорусских рублей.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
Фото автора