
Три года назад пскович Константин Лужецкий, переключая каналы телевизора, наткнулся на новость, что в России начал действовать закон об уведомительном порядке использования воздушного пространства. Суть его сводится к тому, что самостоятельно полететь в небо стало намного проще. В новостях уверяли, что скоро в России все будут перемещаться не на машинах, а на самолетах.
- Меня эта идея вдохновила и я отправился в Москву, чтобы обучиться управлять самолетом. Целый сезон туда ездил. Наконец получил пилотское удостоверение и купил себе гироплан (по управлению, как самолет, но выглядит больше, как вертолет). С тех пор налетал уже порядка двухсот часов. В авиации это считается более-менее нормально. В летной школе пилотское удостоверение выдают после 42-х часов налета.
Но на полученном удостоверении пилота Константин решил не останавливаться. Вместе с другими пилотами-любителями он организовал автономную некоммерческую организацию «Псковский спортивный клуб сверхлегкой авиации «Небо», в которой является руководителем. Однако перед владельцами частных небольших воздушных судов встала проблема Чтобы самолеты могли летать, им необходима взлетно-посадочная полоса...
- Именно поэтому мы попросили у Псковского района землю в аренду, и нам выделили 6,5 га в Середке - продолжает Константин. - В советское время здесь находилась взлетно-посадочная полоса для авиахимработ. С тех пор она была заброшена, и мы решили ее восстановить, с целью самим осуществлять полеты и обучать пилотным навыкам людей.
Пока в Псковской области спрос на сверхлегкую авиацию невелик, так как в нашей стране это направление только-только начинает развиваться, и многие люди попросту не понимают о чем идет речь. Хотя как уверяют пилоты, летать на собственном самолете - вполне доступное мероприятие. Это не дороже, чем ездить на хорошем джипе к примеру. Поэтому желающие заняться сверхлегкой авиацией, наверняка, еще появятся. К тому же клуб не позиционирует себя, как площадка для оказания каких-то услуг. Пока это всего лишь группа инициативных людей, которые занимаются тем, чем нравится.
На сегодняшний день аэродром в Середке уже официально зарегистрирован. Как рассказывают в клубе, формирование обучающего процесса планируется в следующем году, когда площадка начнет работать полностью. В частности, сейчас «Небо» занимается регистрацией авиационного учебного центра (АУЦ). Чтобы обучать людей и выдавать соответствующие сертификаты по его окончании. После АУЦа ученик получает свидетельство об окончании, после чего будет необходимо обратиться в Росавиацию, где ему выдадут пилотское удостоверение. В авиации нынче все централизованно и делается через Москву - не так много частных пилотов у нас в стране. По некоторым данным всего пара тысяч.
Сейчас на аэродроме идет строительство различных административных зданий: вышка управления полетами, ангары... К этому процессу в клубе подошли креативно. Поскольку на площадке нет никаких коммуни-каций, добывать электричество решили с помощью солнечных панелей. В солнечный день батареи позволяют работать в полном объеме - все пилы, «болгарки» и бетономешалки работают на энергии, получен-ной от светила. Когда погода пасмурная, этого недостаточно, и приходится пользоваться дизельными генераторами. Но на аэродроме надеются, что скоро вопрос с электричеством удастся решить. Поскольку на площадке нет ни газа, ни электричества, топиться решили тепловыми насосами. Геотермальный тепловой насос забирает от земли тепло, аккумулирует его и за счет этого отапливает здание.
Взлетная полоса на аэродроме составляет 425 метров - как была в советское время, так и осталась. Но в планах есть вариант ее удлинить на 220 метров. Это позволит взлетать и садиться любым легкомоторным самолетам до 10-12 мест.
- В принципе она и так позволяет, но 645 метров дадут больше безопасности, - поясняет Константин Лужецкий.
Каких-то прогнозов никто из пилотов давать не спешит. В клубе лишь уверены, что являясь спортивной и социально-ориентированной организацией, их объект будет имиджевым для всей Псковской области. В других регионах уже по нескольку подобных аэроклубов, а у нас до сих пор не было ни одного. Возможно, что появление первого в Середке, даст толчок развитию малой авиации и в других районах Псковской области.
Планируется, что аэродром будет работать круглый год. В сложных метеоусловиях летать нельзя, но в простых - пожалуйста. Ограничение для малой авиации - сильный ветер (больше 10 метров в секунду) и обледенение (большая влажность и температура около 0). Зимой при минус 15 - летайте сколько угодно, если осадков нет.
- Будем предлагать услуги ознакомительного полета, но заниматься авиаперевозками не планируем, - подытоживает Константин Лужецкий. - Надеемся, что к 2015 году удастся реализовать все задуманное...
Владимир КАПУСТИНСКИЙ.
vvk@province-pskov.ru
ДОБРЫЙ ВЕЧЕР.НЕУЖЕЛИ МОЯ МЕЧТА ЮНОСТИ ИСПОЛНИТСЯ.ПОЛУЧИТЬ ПИЛОТСКОЕ -КУПИТЬ ГИДРОСАМОЛЁТ.ИНСТРУКТОРА-ПАРАШЮТИСТЫ-БОЛЬШОЙ ОПЫТ-КАК В АРМИИ-ТАК В РЕАЛИ---НУЖНЫ.КАК С ПРЫЖКАМИ С ПАРАШЮТОМ.