Наталья. – Паша, в прошлом номере мы обсуждали с тобой путешествия, и я настолько прониклась темой, что решила отправиться в Москву. Конечно, эту поездку нельзя назвать путешествием в полном смысле этого слова, потому что столицу я навещаю регулярно, но всё же сейчас я, в духе Макса Фрая, пыталась вести с городом сокровенный диалог…
Павел. – А я, пока ты вела свой разговор с Москвой, читал чужой – веллеровский сборник рассказов «Легенды Арбата».
Н. – Вот вечно ты так! Ладно, обсудим не меня, а Веллера…
П. – В сборнике, как и следует из названия, собраны московские «былицы и небылицы». Веллер, вероятно, вспомнил застольные рассказы друзей и решил их издать.
Н. – Интересно, что, как ты говоришь, «былицы и небылицы», причудливо переплетаются, и иногда понять, где правда, а где вымысел, почти невозможно. В этом смысле эпиграф произведения «В Москве есть всё, кроме правды» приобретает особый смысл. Как ты думаешь, например, в действительности ли Калининский проспект в Москве был построен по модели искусственной челюсти главного архитектора?
П. – Думаю, что всё же нет. Просто москвичи заметили, что «скромные советские небоскрёбы» в перемычке с магазинами и культурными заведениями напоминают вставные зубы и придумали такую колоритную легенду. А вот история про то, как Никита Михалков попал в армию – очень даже могла случиться на самом деле. Известно, что «царь российского кино» три года жизни отдал советской армии. Да не где-нибудь, а на Камчатке. Как туда «загремел» сын знаменитейшего деятеля культуры, автора гимна СССР?
Н. - На одном из заседаний ЦК КПСС подняли вопрос о том, что многие советские «селебрити» отлынивают от почётной обязанности – службы в рядах Вооруженных сил. Минобороны получило директиву сверху: брать всех поголовно, невзирая на заслуги родителей. Это общеизвестный факт. Веллер мастерски додумывает его, искусно рисуя образ обеспокоенного родителя не только «Дяди Стёпы», но и Никиты Михалкова, бегающего по инстанциям и выбивающего для чада белый билет. Здесь возникает даже реальный образ таинственного прорицателя Вольфа Мессинга, в духе «Модного приговора» сказавшего, что Никите зелёный цвет вообще не идёт…
П. – Либо Мессинг приколист, либо Веллер. Ведь Михалков надел на себя чёрную форму морфлота.
Н. – Мне кажется, всё-таки Веллер. Его рассказы о Москве невозможно читать без улыбки, а то и здоровой порции искреннего хохота. Они очень легко и остроумно написаны. Хорошее чувство юмора – качество, которое я ценю в мужчинах едва ли не больше всего. Поэтому Веллер теперь явно будет одним из моих фаворитов. По крайней мере, литературных.
П. – И теперь, когда мы уже почти устроили твою личную жизнь, давай снова перейдём к книге. Веллер в ней замахнулся не просто на обличение советско-российской жизни, а на «высший её эшелон». Он смеётся над известными политиками и актёрами. Этим он отличается, например, от Довлатова, который также вволю поиронизировал над той же эпохой. Но только над её «низшей» частью.
Н. – Кстати, интересно, что у Веллера есть две повести, отсылающие к имени упомянутого тобой писателя – «Ножик Серёжи Довлатова» и «Не ножик не Серёжи не Довлатова». Когда я узнала о их существовании, хотелось прочитать эти произведения даже только из-за названия.
П. – А теперь и из-за стиля автора. К тому же, в «Легендах Арбата» мы видим нетривиальный взгляд на известные события. Например, как Борис Немцов стал вице-премьером Правительства РФ. Значит, и в книге про Довлатова узнаем что-нибудь интересное?
Н. – Не будем опережать события. Пока лучше посоветуем нашим читателям эту книгу-загадку, способную разъяснить, почему Церетели строит большие памятники, в каких отношениях находились бабушка Вани Урганта и графинчик с водкой и как Борис Ельцин поймал рыбу в самой безрыбной реке Сибири…
Наталья Игнатенко, Павел Дмитриев.