
Научить дерево плакать, скамейку - танцевать, а уличный фонарь - прыгать на скакалке. Думаете, такое невозможно? Но ведь воображение не имеет границ. Языком воображения говорит именно анимация.
- Анимация, на мой взгляд, созвучна с поэзией, тогда как кинематограф можно сравнить с монументальной прозой. А поэзия - это тоже всегда чудо: в одном четверостишии можно описать состояние, связанное с любым переживанием. Так и здесь: в короткую минуту экранного времени можно рассказать о целой человеческой жизни Настоящее волшебство! - рассказывает художник, скульптор, фотограф и по совместительству художественный руководитель и преподаватель иерусалимского Детского творческого центра «Wild Kids» («Дикие дети»), работающего в жанре анимации, Максим Эпштейн.
Удивительно, но он, достаточно долго живущий в Израиле, выставляющийся в крупнейших галереях мира выпускник академии художеств Бецалель, обладатель степени Мастера искусств, член иерусалимского союза художников, родился и начал творить именно в Пскове. Несколько лет назад Максим вместе с двумя друзьями-художниками привозил в родной город фотовыставку «Дача». А на прошлой неделе всего на пару дней прилетал в Россию, чтобы научить псковских, питерских и московских школьников проводящих осенние каникулы в творческом лагере «Камчатка-Псков», оживлять окружающее пространство. Внимая словам художника, ребята открывали для себя новые ощущения: трогали мох, слушали шелест листьев, стучали палочками по стволам деревьев. Казалось бы, ничего необычного в этих действиях нет, но только если осуществлять их механически - так, как, к сожалению, мы делаем большинство вещей, не пытаясь прислушаться к собственным чувствам и эмоциям.
- Подключение своих ощущений, как мне кажется, имеет прямое отношение к любому творческому процессу, а не только к анимации. Дело в том, что «общение» с неким событием, местом или явлением происходит только, если ты ко всему этому присоединяешься. А присоединиться ты можешь лишь в том случае, если твой предыдущий опыт говорит тебе о том, что тебе может быть это интересно, - разъясняет детям поколения айфонов и айпэдов Максим Эпштейн необходимость прислушаться к тому, как ползёт по стеклу капля воды. – Наш труд очень кропотливый именно потому, что необходимо постоянно находиться в состоянии подключённости, художник-мультипликатор черпает информацию из всего, что его окружает. Всё может стать материалом для работы.
Но анимация требует невероятного усердия ещё и потому, что затраты эмоций и сил несопоставимы по времени с тем результатом, который получается в итоге. Максим Эпштейн грустно улыбнулся, отметив, что иногда мультипликаторы называют свой труд Сизифовым. Судите сами: всего одна секунда анимации – это 24 кадра (в редких случаях – 12), а бывает, особенно у великих мультипликаторов, что кадр выстраивается по полгода, он может меняться несколько дней подряд, поскольку являет собой целый мир, полноценный и самодостаточный. А что в итоге? Минута, ну, пять, десять - в случае лучшего мультфильма всех времён, легендарного «Ёжика в тумане». А трудился над ним Юрий Норштейн дольше, чем сейчас снимают некоторые многосерийные художественные фильмы. Юные мультипликаторы «Камчатки» были ограничены во времени - на создание своих мультфильмов у ребят было всего несколько часов.
- У нас в отряде никто не рисует, - взволнованно сообщают Эпштейну ребята, получившие команду к действию.
- Ничего страшного! Главное – не как, а о чём, - уверен Максим. В иерусалимской студии «Wild Kids», основанной на принципах анимационной педагогики, преподаватели не ставят целью научить ребёнка хорошо рисовать, их задача - помочь детям раскрыть свой внутренний мир Ещё Альберт Эйнштейн говорил, что воображение важнее, чем знание. В случае с ребёнком-мультипликатором это правило срабатывает как никогда точно. В отличие от взрослых, дети ещё не обременены профессиональными знаниями, а потому степень свободы их творчества очень высока.
- Жанр нашего мультфильма больше всего напоминает ужасы. Там листья заползали в дом, а сено выходило оттуда на крыльцо, чтобы посмотреть, что же произошло. Конечно, и людей это привлекло, они тоже решили заглянуть в заброшенный дом…, - эмоционально объясняет концепцию отрядного фильма Диана Величенко, шестиклассница псковского лицея экономики и основ предпринимательства №10.
Записывать звуки к своим мультипликационным творениям некоторым ребятам понравилось даже больше, чем работать над самим мультфильмом. Максим, поднося звукозаписывающее устройство, просил их похлопать в ладоши, пощелкать пальцами, пошелестеть опавшей листвой…
- Это было похоже на шаманское таинство! Настоящее волшебство, - в восторге делились эмоциями ребята.
Но Максим уверен, что это только часть волшебства Долгожданное чудо случится, когда весь наработанный за день материал - рисунки, фотографии, звуковые дорожки - соединятся воедино. Ребята из студии Максима в Израиле регулярно принимают участие в различных фестивалях, недавно фильм «Диких детей» получил первую премию на международном фестивале в Хорватии. Из «Камчатки» Максим Эпштейн увез потенциального участника очередного фестиваля.
Наталья ИГНАТЕНКО.
Фото из группы творческого лагеря «Камчатка-Псков» «ВКонтакте».