Подобный законопроект, предусматривающий штраф для агрессоров на дороге, уже неоднократно выносился на рассмотрение, но так и не был одобрен из-за множества претензий. По каким же меркам определить эту самую агрессивность? Как доказать, что аварийная ситуация была создана преднамеренно, а не случайно? В этот раз инициаторы попытались устранить все недочеты. Опасное перестроение в полосах дорожного движения, резкое ускорение и торможение, умышленное создание помех для других водителей - так охарактеризовали агрессивную манеру вождения. В настоящее время Кодекс административных правонарушений не предусматривает наказание за такое поведение на дороге. Однако существуют штрафные санкции, например, за превышение установленной скорости, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части, несоблюдение предписаний дорожных знаков, разметки и прочее.
- Я бы дополнил понятие «агрессивной езды», - говорит российский журналист, кандидат в мастера спорта по автоспорту Юрий Гейко. - К ней можно отнести и «подрезание», то есть - практически силовое влезание в ряд перед автомобилем, водитель которого не намерен тебя пропустить. Еще к агрессивным я бы причислил тех, кто гоняет со свистом по дворам, а ведь там старики, дети и мамы с колясками. Инициаторы проекта предлагают за агрессивную езду штраф от двух с половиной до пяти тысяч рублей - я бы с этими цифрами согласился.
Неоднократно предлагают штрафовать автомобилистов и за несвоевременную смену шин. В случае принятия закона водителям будет запрещено ездить на летней резине в зимнее время и наоборот. В 2011 году в Госдуме уже рассматривался подобный законопроект, в котором предлагалось наказывать нарушителей штрафом в 500 рублей, но он был отклонен. В этот раз штраф планировалось увеличить в четыре раза. Однако законопроект не был одобрен депутатами, и введение обязанности использовать только сезонную «обувь» перенесли на 2015 год. Кстати, в Госдуме создали специальный координационный совет по дорожному комплексу и его первой инициативой стало предложение о повышении акцизов на шипованные шины. Если верить статистическим данным, то из-за использования «шиповки» асфальт портится быстрее от 4 до 8 раз. Каждый шип выбивает из одного километра дороги 10 граммов покрытия. Именно по этой причине в ряде европейских стран эксплуатация шипованной резины запрещена на законодательном уровне. В России большинство дорог не лучшего качества, а где-то их просто нет. Может быть, следует сначала привести в порядок дорожное покрытие, а уже потом задуматься над повышением акцизов на шипованную резину?
В этом году наши законотворцы задумались и над расширением перечня нарушений ПДД, которые способны фиксировать камеры. Как сообщают различные информагентства, в скором времени могут начать штрафовать за переписку в социальных сетях, отправку sms, забивание маршрута в навигатор за рулем и за любые подобные манипуляции, отвлекающие водителя от дороги.
- Любая норма должна проверяться на взяткоемкость и коррупционность, - уверен вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский. - Ясно, что любая мелкая придирка будет вести к спорным ситуациям, то есть с водителей будут вымогать взятки. Российские законотворцы предлагают ввести льготу за нарушение правил дорожного движения для автомобилистов, которые согласны с взысканием. Согласно законопроекту, если водитель не против штрафа и оплачивает его в течение 10 дней после вынесения соответствующего постановления, то может получить «скидку» - 50 процентов. Заплатить придется только половину необходимой суммы. По словам автора такой инициативы депутата от «Единой России» Вячеслава Лысакова, такая мера призвана повысить собираемость штрафов и может стать профилактикой коррупции. С принятием такого закона можно будет «договориться» не с инспектором, заплатив ему «в карман» какую-то часть суммы взыскания, а с государством. Только в первом случае, это была бы взятка, а во втором - законный «бонус» в виде половины штрафа.
В соседней Украине парламентарии подумывают о введении ответственности сотрудников Госавтоинспекции за необоснованную остановку транспортного средства. Об этом на своей странице в социальной сети написал народный депутат Леонид Емец. Возможно, гаишников-беспредельщиков заставят платить штраф Странно, что такая идея почему-то не приходит в голову российским законодателям…
Большинство из инициатив Госдумы в случае принятия вызовет массу споров. К счастью, наши законотворцы пока еще не переплюнули США, которые можно считать родиной самых странных законов Дело в том, что в этой стране прецедентная система права. Наряду с разбирательствами типичного характера бывают совершенно уникальные случаи. Именно такие необычные судебные прецеденты становятся источниками невероятных запретов и ограничений. Например, в штате Теннеси нельзя управлять автомобилем в спящем виде, в Огайо запрещено ехать на крыше такси, а в Калифорнии авто без водителя не может двигаться со скоростью свыше 60 миль/час. К счастью, российские законодатели не слишком оригинальны в своих придумках и еще могут долго «догонять» американцев
Марина ПЕТРОВА.