
Михаил Парусов, механик операторской техники:
- Так как у нас съёмка сложная, мы используем две камеры: А и Б. Это, разумеется, дороже, чем использование одной, как делают во многих фильмах, зато многокамерная съёмка облегчает процесс, позволяет делать меньшее количество дублей. На камере А работает непосредственно оператор-постановщик, соответственно, её обслуживает первая команда - достаточно большая: человек 7-8 (оператор, ассистент по фокусу, оператор телеги, если съёмка нестатичная, инженер, его ассистенты и др.). В зависимости от художественных задач можно использовать статичную съёмку или съёмку в движении. Движение задаётся разными способами: операторской телегой, операторским краном, с помощью вертолёта или самолёта. В этом фильме тоже, возможно, будет съёмка с дельтаплана. Оператор под свои задачи выбирает нужную камеру и заказывает её из арендующих фирм. То есть камеры у нас не личные, хоть и закреплённые на время съёмок за каждым оператором.
Екатерина Исакова, Марина Леонова, кастинг-директора:
- Мы внимательно читаем сценарий, в голове рождаются некоторые образы героев, вырисовываются детали, может быть, черты лица, и в соответствии со всем этим мы стараемся подобрать идеально подходящих на ту или иную роль актёров, устраиваем кастинги - кандидатуры мы предлагаем режиссёру, продюсеру. Бывает, что они не согласны с нашим выбором, тогда мы спорим, настаиваем на своей точке зрения, иногда побеждаем. Вот, например, в этом фильме мы «отстояли» главного героя Селезнёва, роль которого исполняет актёр Тюменского драматического театра Николай Аузин. Продюсеры не были в нём до конца уверены, но так получилось, что Николай остался, и все им сейчас довольны. Это на самом деле редкий случай, когда позволяют возить на съёмки актёра из другого города. Но у хороших кастинг-директоров есть связи с разными театрами. Помимо Николая, мы привезли из Бреста Яну Малинчик и Алёну Кучкову из Перми. Не первый год занимаемся этой работой и очень любим её. Самое интересное - это знакомства с актёрами, которые часто превращаются в настоящую дружбу.
Александра Магина, помощник режиссёра:
- Моя должность сокращённо называется «помреж», что звучит жутковато, поэтому чаще всего для наименования этой профессии используется привычное «хлопушка». «Хлопушка» - это и кинематографический инструмент, доска, которая находится у меня в руках. Она используется для синхронизации изображения со звуком. На самой «хлопушке» пишутся «переменные величины» и «постоянные». К первым относятся номера сцены, кадра, дубля. Каждая сцена снимается в несколько кадров. Например, если сцена остаётся той же, но меняются точки, с которых ведётся съёмка, начинается новый кадр. Чаще всего делается и несколько дублей. Все эти цифры я должна быстро произнести перед хлопком и сразу же убрать доску из кадра. «Постоянные» же «величины» - это название фильма, имена режиссёра и оператора. Этой работой я стала заниматься абсолютно случайно, позвали знакомые.
Сергей Стручёв, художник-постановщик по костюмам:
- Для того чтобы «одеть» целый батальон, мы частично шили, частично покупали одежду на складах. К тому же, есть фирмы, которые дают костюмы в аренду, например, «Военспец» в Москве, реконструкторские клубы… Работая с костюмами, мы стараемся максимально следовать истории, потому что в этом проявляется уважение. Пытаемся как можно более реально воссоздать эпоху и конкретно тех персонажей, которые реально существовали в действительности. Для этого нужна точность и даже кропотливость. Но при всём этом нужно понимать, что есть правда жизни, а есть правда кино. Конечно, в кино актриса-женщина должна быть красивой, чтобы зрителю было приятно её видеть. Поэтому где-то внешний облик наших героинь мы немножко приукрашиваем. Чаще всего этого не требуется, но в отдельных сценах бывают исключения. В частности, шёлковое нательное бельё с кружевами у участниц батальона в сцене привала, я считаю, смотрелось не только эстетично, но и органично.
Павел Беткер, гримёр:
- Конечно, столько мальчишеских стрижек девчонкам я не делал в жизни (смеётся). Почти для всех результат был неожиданным. Кое-кто и плакал после стрижки. Но большинству девочек результат понравился. Ведь в данном случае это даже не столько изменение облика, сколько образа жизни и даже образа мысли. Для многих людей эта причёска достаточно радикальна, особенно с точки зрения общепринятых «стандартов красоты». Естественно, она идёт не ста процентам девочек, но большинству с ней хорошо. В целом же, такая стрижка, дополненная соответствующим нарядом, аксессуарами, макияжем, может подойти практически к любому случаю. И с ней можно выглядеть торжественно и элегантно, всё зависит от человека. Кстати, в этом фильме я не только гримёр, но и актёр: в кадре брил актрис, в том числе и Машу Кожевникову. Я думаю, что у неё, как у человека публичного, сначала даже был некий испуг. Хотя как актриса она его естественно не проявила. Но потом привыкла, поняла, что в этой стрижке нет ничего такого, чего нужно бояться или стесняться.
Алла Медведева, повар:
- Чтобы приготовить выпечку для администрации, приходится вставать часа в 3. Потом начинаю заниматься завтраком, после него - обедом, затем - ужином. Пока сделаю все заготовки – уже час ночи наступит. Ежедневно готовлю еду от пятидесяти до двухсот человек. Но мне не привыкать: у нас в семье 28 детей, а потому и посуда для приготовления пищи на большое количество людей имеется. Изначально я готовила только для массовки и администрации, но сейчас иногда отправляю в ланч-боксах еду и для актёров. Мне не говорят, кому именно я готовлю, просто заказывают определённое количество порций и сами блюда: овощи на пару, красную рыбу, индейку, в общем, разные деликатесы. Недавно у кого-то из актёров был день рождения, попросили сделать манты. С массовкой в этом отношении, конечно, проще. Но я сама спрашиваю у девчат, что бы они хотели, стараюсь всем угодить. Вот вчера возле меня стояли девочки, попросили манную кашу – пожалуйста!