Павел. - Наташ, пьеса «Язычники» Анны Яблонской, которую мы с тобой прочитали вероятно, заставит нас поговорить на тему, которая считается неприемлемой для светских бесед. Эта тема - религия.
Наташа. - Думаешь? Разве пьеса об этом?
П. - Во всех аннотациях говорится, что эта пьеса о кризисе веры у современного человека. Но это только на первый взгляд.
Н. - Мне показалось, что религия - только метафора, проходящая «красной нитью» сквозь весь текст. Пьеса, несмотря на своё название, совсем о другом.
П. - Взрослые, утонув в бытовых нуждах, перестают обращать внимание на своих подрастающих детей. Хотя, почему только в бытовых? Бабушка восемнадцатилетней Кристины уже давно «кинулась» не в быт, а в религиозность. Забросив и своего сына Олега, у которого рушится семья, и совет матери не помешал бы ему, и внучке, которую вся семья подозревает «во всех смертных грехах».
Н. - Как бабушка могла бы дать совет, если она вообще не принимала участие в жизни этой семьи, долгие годы живя в паломничествах и «отмаливая их грехи»? Со своим уставом она, ни с того, ни с сего, на этот раз приехала в абсолютно чужой «монастырь», который к вере не имел никакого отношения. На все семейные проблемы у неё один ответ - «бесы попутали».
П. - А у родителей другие причины изменений, произошедших с дочерью - наркотики и алкоголь. Как же ещё объяснить, что дочь-отличница «слетела с катушек»? При этом ни одна, ни другая сторона не знает Кристину. И разобраться не хочет Строя догадки, они не додумались просто поговорить с девочкой.
Н. - Яблонская очень ярко и правдоподобно рисует характеры. Казалось бы, в формате пьесы сделать это гораздо сложнее, чем в эпическом произведении ведь здесь в распоряжении автора только небольшие ремарки и речь героев. Но именно диалоги прописаны блестяще! Сначала меня несколько смутил мат, которым изобилует пьеса, но по ходу чтения становится понятно, что в данном случае он необходим. Как раз для того, чтобы понять всех персонажей.
П. - Станиславский, без шуток, воскликнул бы знаменитое «Верю!», прочитав, как Марина льстиво меняет тон, когда разговаривает по телефону с клиентами после сцен семейной ругани. Мы с тобой не смотрели пьесу в театре….
Н. - …а, кстати, теперь очень хочется!
П. – Наташа, перебивать невежливо! Но тут соглашусь с тобой. Так вот, несмотря на это, в данном случае и без визуализации можно прочувствовать персонажей. Немногим классикам драматургии удалось так же передать характеры своих героев.
Н. – Кстати, о классиках драматургии. Тебе не показалось, что драма напоминает «Грозу» Островского? Вместо Кабанихи с её «Домостроем» - бабуля, цитирующая жития святых, вместо Бориса с его покорностью и нежеланием (неумением?) бороться – безвольный Олег, тайком слушающий в туалете музыку…
П. – Мне кажется, что два похожих героя - ещё не повод сравнивать два разных произведения. Бритая Кристина в стрингах совсем не подходит на роль «лучика света в тёмном царстве». Да и бабуля не тиранит семью Олега и Марины. Они сами не против икон в доме и знакомства со священником. Правда, дело тут не в том, что они уверовали, а в том, что священник дал им работу, которая позволила, наконец, сделать ремонт в доме.
Н. – Не соглашусь. Есть же разные виды тирании, тихая, «ненавязчивая» в том числе. Но тут мы оба, наверно, останемся при своём мнении. А вот образ священника-контрабандиста очень символичен в контексте всей метафоры пьесы, о которой мы упомянули в начале. Первая часть пьесы трактуется как утверждение веры, а вторая – как низвержение.
П. – Интересно, что в пьесе нет ни одного целиком положительного персонажа. Отторжение вызывает, как ты сказала, даже священник. Но в то же время к каждому из героев испытываешь и сочувствие.
Н. – Ещё одно подтверждение тому, что произведение получилось очень настоящим.
Наталья ИГНАТЕНКО, Павел ДМИТРИЕВ.