Игорь ЯШКИН, майор запаса. В настоящее время начальник отдела организационно-плановой, военно-патриотической и спортивной работы Регионального отделения ДОСААФ России Псковской области:
- Армия, которая долго не воюет, начинает заниматься парадами. СССР фактически не воевал с 1945 года, не считая секретного участия в международных локальных конфликтах. Поэтому война в Афганистане «встряхнула» нашу армию. Сразу выяснилось, что наша форма непригодна для войны: враги, увидев человека в фуражке и темно-зеленом обмундировании, уже знали, что это офицер и старались убить его, чтобы солдаты остались без командира. У БМП-1, предназначавшегося для борьбы с врагом на равнине в условиях Европы, не поднималась на нужную высоту пушка. Пришлось пересмотреть в условиях этой войны роль отдельных подразделений.
Но запомнились не ранения, не кровь, не взрывы… В 1988 году я отправлял своих первых дембелей – 18 срочников. Они уже нагладили форму, прикрутили ордена и завтра собирались уезжать. А тут поступила команда – проверить результаты бомбоштурмового удара по каравану. Выдвигаться ночью километров за 30. Дорога – сложная. Командир роты решил не брать всех дембелей, а только механиков-водителей и наводчиков-операторов. Дембелям не хотелось ехать…
Если бы они отказались, никто не стал бы их наказывать. Они ушли посовещаться. Вернувшись, сказали: «Едем все». Это очень показательный случай воинской, афганской дружбы.
Американцы из Вьетнама уходили с поражением и позором. А мы выводились из Афганистана с развивающимися знаменами. Нас афганцы провожали со слезами на глазах. Никто не кричал нам в спину «оккупанты» и не кидал камни. Мы уходили, оставив афганской армии технику, вооружение, инфраструктуру. Для меня это была ступень в жизни. Там понимаешь, кто есть кто. Понимаешь свое предназначение.
Шамиль АХМЕТОВ, подполковник запаса, председатель регионального отделения Российского союза ветеранов:
- Не я начинал эту войну, не я ее закончил. Войну начинают политики, а участвуют в ней военные. Но заканчивают войну тоже политики. Ни одна из боевых операций, где участвовали советские воины, не была нами провалена. Я восхищаюсь героизмом наших солдат, офицеров. Только в нашем полку было семь Героев Советского Союза. И, конечно, в памяти лица товарищей, погибших и живых. Мы с сослуживцами ежегодно встречаемся в Москве в день выхода из Афганистана в 10 часов около Большого театра. Из года в год туда все больше и больше народу приезжает. На той войне я научился понимать людей и любить их.
Николай ДУБИК, полковник запаса, руководитель региональной организации инвалидов войны:
- Война никогда не может быть нужной. Но мы люди военные и выполняли приказ. Нам сказала Родина, что надо не просто выполнить свой воинский долг, а защитить интересы своего государства. Судьба воинов-интернационалистов сложилась по-разному. Если говорить об инвалидах-афганцах, вначале их положение было плачевным. Государство их проблемы переложило на их же плечи и бюджеты регионов. А социально-экономическое положение регионов различное, оттого и финансовые возможности у них разные. По этой причине в Москве инвалид-афганец от региона получал 11000 рублей в месяц, а в Псковской области – 600 рублей. С 1 января 2013 года, независимо от региональных надбавок, инвалиды-афганцы I группы стали ежемесячно получать по всей стране 14000 рублей, II группы - 7000 рублей, III группы - 2800 рублей. Плюс региональные надбавки. Очень помогает нам Администрация Псковской области. Мы ежегодно отправляем инвалидов с семьями в санаторий, власти оплачивают проезд. Благодаря областной Администрации удалось оборудовать пандус в центре реабилитации инвалидов войн и закупить медицинское оборудование. В прошлом году наши инвалиды ездили на спартакиаду в Москву. Мы отправили команду за счет средств региона
Александр МИЛЬКА.