Они завораживают полетом фантазии их создателей. Будь-то, Гравицапа, Мотобочка, Самолет, Мегалапоть, Квадракат, Велоплуг, Мотоконь. Всем хочется потрогать чудо-технику руками, забраться в нее, а кому посчастливится - прокатиться. Последнее - ненебезопасно....
- Мы сегодня все стали такие инфантильные, нежные. Сплошь с педикюром и маникюром. Стоим в пробках на дорогах и смотрим у кого круче машина, - делится наблюдениями Борис Паутов. - Сейчас все развивается в плане того, что мы должны быть супер защищены от всего на свете Мы с друзьями своим творчеством наоборот стараемся вернуть себя в некую первобытность. В те забытые времена, когда люди скакали на лошадях, падали с них, получали ушибы, а иногда и погибали. Когда запас здравого авантюризма был достаточно велик. Это делало предков мужественными и готовыми совершать великие поступки. К примеру, квадракат (его сделал Владимир Кадров. - Авт.) был подарен отцу, чтобы тот «с комфортом» ездил на зимнюю рыбалку. Аппарат управляется ногами. Первоначально имел спереди лыжу. Посмотрев на квадракат, отец сказал: «Лучше я спрыгну с 9 -го этажа, нежели стану на нем ездить». А ведь, в Малоярославце на удивление всех квадракат прекрасно прошел спецтрассу для внедорожников. Притом, что УАЗик пришлось вытаскивать из грязи почти сорок минут.
Как признался Борис Паутов, изобретателей по деревням предостаточно. Взять в руки ржавую фигню, собрать ее в кучу и сделать так, чтобы все это поехало - многие могут. Но люди стесняются показывать свои машины миру, либо позиционируют свое творчество, как этакий деревенский панк. В итоге что-нибудь придумают оригинальное, покатаются и забросят. У Бориса меньше стеснения, чем у остальных. Поэтому он показывает свои, а также машины из коллекции, людям.
Идеи и нестандартные решения сами приходят ему в голову. Чертежами Борис Паутов не пользуется - они в голове. В отличие от других изобретателей, ему скучно просто делать оригинальные машины для передвижения, идя по традиционной схеме. Борис в процессе конструирования невольно возвращается в детство, в страну детских мечтаний. Сделанные человеком веселым, с добрым сердцем, машины получаются светлыми, с удивительно доброй энергетикой. Ну и, конечно, очень прикольные. Будто сошедшие со страниц детских сказок. Естественно, все эти сказочно-былинные агрегаты изначально не предназначены тягаться по скорости и мощи на светофорах...
То, что непросто найти узлы и агрегаты для своих творений, это другая сторона медали. Все приходится искать по знакомым, либо пунктам приема металла. Если учесть, что хобби Бориса (основная его работа - строительство. - Авт.) отнимает массу времени и денег, домашние не в восторге от этого увлечения.
- Всем хочется видеть меня - здорового, взрослого мужчину, добытчиком и помощником по хозяйству. А я делаю непонятные вещи, неизвестно из чего и для чего, не приносящие денег. Естественно, присутствует мнение, что я просто убиваю время. Но потом мои домашние смирились. Да и я вышел на тот уровень, когда уже оплачивают дорогу туда и обратно на участие в праздниках и выставках, и еще хватает денег покушать. Пока это все.
Борис Паутов мечтает открыть музей в Пскове, как площадку, на которой можно собрать диковинную технику самоделкиных. Тех самых, что по всей Псковской области горят с детства «дурацкими» идеями и творят для души, где-то втихаря на задворках. Чьи чудо машины приходят в негодность, оставшись никому неизвестными. И если появятся спонсоры, готовые вложить деньги в создание музея, будет здорово. Не лишним будет, если откликнутся и самоделкины... Не помешает поддержка ремесленников и со стороны властей. Тем более, самоделкины готовы к совместному творчеству и не прочь превратить его в один из брендов псковской земли.
Александр МИЛЬКА.
Фото автора.