
ВОТ ПОСАДИМ МЫ ЗЕРНО, БУДЕМ КУШАТЬ ГМО
С 1 сентября 2007 года в России был ужесточен контроль над продуктами питания, которые содержат генномодифицированные организмы. Напомним, если в состав входит какой-нибудь ГМ-компонент, это должно быть указано на упаковке. Маркировка обязательна для тех продуктов питания, где наличие ГМО превышает 0,9 процента от массы содержащего их ингредиента. До этого момента нижний порог в нашей стране был 5 процентов. Если верить официальным данным, то уже в 2007 году ГМО содержались в каждом десятом продукте, а по неофициальным - в ряде некоторых регионов чуть ли не половина продуктов питания была напичкана ими. Использование ГМО - самая загадочная и скандальная практика в сельском хозяйстве во всем мире. По сию пору ученые спорят, вредны или нет трансгенные овощи и злаки.
- Я против ГМО. Говорят, даже подопытные животные умирают от таких продуктов, а что с человеком будет? - задается риторическим вопросом председатель Совета ПО «Палкинский хлебозавод» Василий Николаев. - Еще можно найти какое-то оправдание, если ГМ-зерновые выращивают в странах, где существует проблема с земельными ресурсами. У нас в России достаточно много земель, которые могут давать хороший урожай. Для того, чтобы случилось экономическое чудо, пора начинать выращивать свое. Необходимо запретить ввоз продовольствия из других стран Нужно поддерживать своего производителя, а у нас только, знай, хлебозаводы закрываются. Кроме того, если у нас начнут выращивать генномодифицированные зерновые культуры, то будет загублено пчеловодство.
Существует предположение, что выращивание растений с ГМО является одной из причин гибели пчел. Еще несколько десятилетий назад Альберт Эйнштейн сказал, что если на земле погибнут все пчелы, то через четыре года погибнет и все человечество. Поскольку без главного опылителя исчезнут все сельскохозяйственные и дикие растения. К слову, за последние десять лет, по некоторым данным, в США погибли 90 процентов популяции дикой пчелы и 80 процентов домашней.
Некоторые специалисты сходятся во мнении, что нужно заниматься не выращиванием трансгенных зерновых культур, а постараться ликвидировать возврат готовых хлебобулочных изделий, которые не востребованы в торговых сетях. На сегодняшний день он составляет около 30 процентов. Таким образом пропадает 2-3 миллиона тонн зерна. Кроме того, использование трансгеннов вряд ли можно назвать оправданным. Поскольку окончательных исследований ГМО нет до сих пор, и никто не дает гарантию, что через некоторое время ученые не обнаружат какой-нибудь побочный эффект. Например, в 1970-1980 годы в хлебопекарном деле активно использовали улучшитель теста бромат калия. В последствие он был признан опасным для здоровья и запрещен в большинстве стран, в том числе и в России.
- С генномодифицированным сырьем мы никогда не работали и не планируем, - убедительно говорит начальник отдела производства и общественного питания Псковского Облпотребсоюза Валентина Кузнецова. - Лично я отрицательно к этому отношусь, да и в СМИ слишком много негативной информации. Мы занимаемся только экологически чистой мукой и поставляем ее из других регионов: Ставропольского края, Ростовской, Тамбовской областей и даже из Беларуси. Уже 15-20 лет назад продовольственного зерна, выращенного на территории нашего региона, и которое шло на муку для производства хлебобулочных изделий, стало хватать только на один квартал.
На сегодняшний день даже таким показателем наша область не может похвастаться. За минувший год сельхозпредприятия Псковской области произвели 64 тысячи тонн зерна, практически все - на фураж. Специалисты говорят, что из-за климатических условий в нашем регионе достаточно проблематично выращивать продовольственные зерновые с необходимым уровнем клейковины. Однако несколько лет назад «продоволкой» занималось несколько производителей, в том числе и ООО «Веть» Себежского района. В разговоре с корреспондентом «Псковской провинции» генеральный директор предприятия Александр Трофимов рассказал, что выращивание продовольственного зерна в Псковской области сейчас никому не нужно. Поскольку, из других регионов везут муку приблизительно по такой же цене, которую можно приравнять к стоимости зерна.
- Кроме того, в области не осталось ни одного предприятия, которое занимается размолом зерна, - говорит наш собеседник. - Ближайшие мельницы находятся в Новгороде и Санкт-Петербурге. В год мы выращиваем около 4-5 тысяч тонн зерновых. В былые времена из них 1,5 тысячи тонны была «продоволка». ГМ-зерном никогда не занимались, но сейчас я не готов сказать, будем ли мы его когда-нибудь выращивать.
ПРОВЕРКА НА БЛАГОНАДЕЖНОСТЬ
Если сельхозпроизводители Псковской области в ближайшем будущем начнут заниматься ГМ-зерном, до потребителя дойдут генномодифицированные ингредиенты, которые попадут в мясо и молоко животных. Как же быть людям, которые ратуют за здоровое питание и еду без всяких добавок? Переезжать в деревню, сажать огород и заводить подсобное хозяйство, чтобы быть уверенным в качестве продукта? В этом году разрешат сеять трансгенное зерно, а потом дело сможет дойти до фруктов и овощей.
- Сейчас практически вся ввозимая из-за границы продукция тепличного овощеводства - это генномодифицированные овощи и фрукты, - отмечает начальник тепличного комбината ЗАО «Агрофирма «Победа» Валентина Макаренкова. - По вкусовым качествам они очень отличаются от сортов обычной селекции, съедобными их с трудом можно назвать. При этом урожайность великолепная. Наш тепличный комбинат отрицательно относится к идее выращивания ГМ-томатов и огурцов, поэтому не планирует заниматься их выращиванием. Кроме того, генномодифицированные продукты так до конца и не испытаны - насколько они безопасны. Неизвестно, как все это отразится на здоровье людей. Хотя мы уже давно употребляем в пищу ГМО, даже об этом не задумываясь. Многие почти каждый день едят колбасу, в которой может содержаться соя, которая на 90 процентов трансгенная. От такой еды толстеем не по дням, а по часам.
В Интернете можно найти несколько разных, но схожих между собой, так называемых черных списков производителей, которые используют генномодифицированные организмы при производстве продуктов питания, в том числе и детского. Может, конечно, это бесчестные компании сбивают цену своим конкурентам, а, может, в таких перечнях нет никакого подвоха. Пересмотрев несколько списков, автор этих строк с удивлением для себя обнаружила много излюбленных сладостей. Кто-то в них найдет любимые кетчупы, майонезы, газированные напитки, чаи... Благонадежность продуктов можно запросто проверить, отдав их на экспертизу.
- Если предприятия используют генномодифицированные ингредиенты, но не предупреждают об этом покупателей, это является административным правонарушением, - подчеркивает главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области» Сергей Никифоров. - Поскольку сейчас необходимо маркировать продукты, в которых содержатся ГМ-составляющие, то предприятия хотят, чтобы в случае проверок не было никаких нареканий к продукции, чтобы не портить свою репутацию. В нашей лаборатории мясопроизводители проверяют используемое сырье на присутствие в нем ГМО. Также для проведения экспертизы обращаются крекерная фабрика, молокозаводы. Во время плановых мероприятий мы проверяем на содержание генномодифицированных организмов: колбасные изделия, кукурузу, овощи, молочную продукцию. Последние нарушения были выявлены около двух-трех лет назад.
Исследование на содержание трансгенных компонентов в продуктах питания обойдется в три тысячи рублей как частному лицу, так и юридическому. Если для предприятия эти расходы вряд ли можно назвать затратными, то кошелек рядового псковича заметно похудеет. Чтобы не тратить деньги на экспертизу, лучше попросить у продавца соответствующие документы на тот или иной продукт: содержит ли он ГМО? Но на всякий случай напомним, что лаборатория Центра гигиены и эпидемиологии находится по адресу - улица Гоголя, 21. Правда, на сегодняшний день в Пскове и области не нашлось ни одного желающего проверить фрукты, овощи, мясо или колбасу.
Парадокс: внедряя генномодифицированные культуры и приучая к ним потребителя, в нашей стране параллельно всё же подумывают и о полезном питании. В Министерстве сельского хозяйства России разработали законопроект об органической продукции, главная идея которого заключается в создании экологически чистых сельхозпроизводств на основе экопоселений и семейных фермерских хозяйств. Да, эта задумка вызывает много вопросов - как будет проходить сертификация , не будет ли обмана потребителя, смогут производители настоящих экопродуктов выйти на большой рынок? Сама же идея, конечно, недурна. Что плохого в том что человек сможет купить вкусные и безвредные фрукты-овощи. Но на деле выходит, что на территории нашей страны вскоре будут рядом находиться пашни засеянные ГМ-культурами, о пользе и вреде которых споры не утихают, и экологически чистыми. А вот разберутся ли в таких хитросплетениях пчёлы?
Марина ПЕТРОВА.