Это никакая не притча, но со смыслом. Просто, если сейчас в Пскове много говорят о театре, то захотелось и мне. А что поймёт читатель - это уже другой вопрос.
Долгое время никак не мог попасть в этот театр «Вершалин» в небольшом польском городке Супрасль. Желание посмотреть - что же это за «Вершалин» - подогревалось легендами о провокационном содержании спектаклей, о скандальном взгляде режиссера на многие вопросы веры, религиозности, морали и других тем нашего времени. И вот свершилось. Тридцать злотых за билет на одну персону, и мы уже сидим на первом ряду черного-черного зала: и стены, и потолок этого цвета - с дощатой квадратной сценой в центре, огороженной редкими штакетинами старого забора и разнокалиберными высоченными деревянными крестами. Картина зловещая, честно говоря… Небольшой зал забит до отказа. И это подтверждало одну часть легенды - о небывалом посещении любого из спектаклей «Вершалина». На этот раз в ход пошли и приставные стулья в проходах. И всё равно многие остались «за бортом». Тогда давали «Репортаж о конце света…». Об этом спектакле давно говорили как об очень сильном, неоднозначном, противоречивом, идущем против устоявшихся общественных мнений, ломающем стереотипы. Ассоциаций о порядком поднадоевшем информационном поводе, о котором индейцы майя заставили говорить весь мир, вставало в голове много. Как повернёт тему скандальный режиссёр, которого часть местных жителей из весьма религиозного городка, и поклонники традиционного театра, кажется, на дух не переносят? Антураж внутри зрительного зала не то чтобы удивил, но радости от встречи с театром не доставил однозначно… Да, и «конец света», честно говоря, оказался затянутым и накрученным переложением фактически одной мысли: «Грядёт новая лжерелигия!». И во все это изначально ясное и понятное действо режиссёр загрузил множество образов-символов: от деревенского пророка Илии из соседнего урочища, каких-то зомби, призванных исполнять роль обманутого народа (у нас что - у всех такой вид, что ли?), до царя-батюшки Николая. Скандального в видении режиссёра, в общем-то, тогда ничего не было, если таковой не рассматривать ту самую мысль - «грядёт новая лжерелигия», и уже бредёт где-то новый пророк, чтобы мутить умы людей. А вот артисты - умницы: свои роли отыграли на «пять». Пот струился по зомби-щекам, голоса срывались, глаза горели безумством…
А, в общем, хорошо, что такой театр есть. Что у него полно зрителей, что он дает возможность услышать разные мнения и точки зрения. При этом, «Вершалин» изначально был рождён несколькими актёрами и режиссёром, которые специально устроили театр в небольшом городке: нашли обычный деревянный дом, договорились об аренде с муниципалитетом, отремонтировали и начали репетировать. Скромные декорации, а точнее, практически никаких. Простенькое световое оборудование, деревянные скамьи вместо кресел в зрительном зале - но гардероб, как и положено, чтобы театр начинался с вешалки - был сделан в первую очередь... Почти в ручную нарисованные афиши. И театр начал жить. Спектакль за спектаклем - слух пошел по всей округе, потом по всей стране. Народ валил из больших городов и столиц караванами, заранее выкупались билеты. Слава театра, режиссёра и актёров росла - театр звали переехать в крупные города. Но они так и остаются в этом небольшом городке. Его популярность стала такой высокой, что органы культуры предложили театру государственное обеспечение и бюджет в необходимом количестве. Теперь это именно государственный театр, но без претензий чиновников на репертуарное влияние. Но с вешалки ли он начался?