
Их никто не знает, о них никто не слышит, но споры о них идут ещё со времён Александра Дюма-старшего. Сейчас их услугами пользуются многие писатели. Огромные тиражи бестселлеров – во многом и их заслуга. Но они всегда остаются в тени…
- Лёша, ты окончил технический вуз, но, по всей видимости, по складу ума больше гуманитарий…
- Нееет. Абсолютно не гуманитарий, меня жизнь заставляет им быть (улыбается).
- Почему тогда не работаешь по специальности?
- Я работал по специальности. Там всё было не так, как я представлял. В основном, работа менеджером заключается в том, что ты должен звонить по телефону и предлагать что-то. Это совсем не совпадает с тем, что я ожидал от этой работы. Никакого развития.
- А литературное рабство способствует развитию?
- Да. По крайней мере, когда ты начинаешь этим заниматься, тебе волей-неволей приходится узнавать что-то новое. Когда я туда впервые пришёл, мне сказали: «Напиши синопсис». А я тогда даже не знал, что такое синопсис. Пришлось разобраться. Теперь, читая другие произведения, разбираешься и в структуре их написания. То есть в любом случае что-то узнаёшь и как-то развиваешься.
- Кстати, о «синопсисе». Точнее, о том, что ему предшествовало. Как ты вообще узнал, что такой вид деятельности существует, вышел на своего писателя?
- После учёбы я переехал в Питер, искал работу. Одна знакомая занималась административной деятельностью в фирме этого писателя («рабовладельца» - прим. авт.), она знала, что ему нужен помощник, и предложила мне такую работу. Мы познакомились с автором, ему понравилось выполненное мною пробное задание, и я стал писать для него регулярно.
- Расскажи, пожалуйста, как организована работа внештатного автора.
- Внештатные авторы работают по блокам, просто выполняя техническое задание, которое им присылают. Наша работа вспомогательная. Есть писатели, которые пишут книги сами, но им, допустим, лень придумывать завязку или какой-то диалог. Правда, тут всё зависит от конкретного человека. Кому-то, может быть, лень и всю книгу писать. Но в моём случае задание исчерпывалось максимум, может быть, главой. Если бы я был известным писателем, наверно, я бы тоже платил внештатникам, потому что есть много других дел, других проектов, на всё может элементарно не хватать времени.
- Что включает в себя это техническое задание?
- Подробное описание того, что требуется от внештатного автора: количество требуемого текста, персонажей, ключевые фразы. Техническое задание – это конкретная сцена. Либо описание места действия, либо диалог определённых персонажей на заданную тему. Задание мне может быть вовсе не интересно. Но если скажут написать слезливый монолог – напишу и его. Такая работа. Я не очень люблю художественные описания, у меня гораздо лучше получается просто передавать разговор. А всякие детали, типа «она взмахнула ресницами после этой фразы» дописывает уже другой человек.
- Получается, над книгой трудится целая команда таких авторов?
- Ну да. Но я не знаю, сколько точно. Сценарная группа обычно общается совместно, а вот в моём случае мы работаем дистанционно, вразнобой.
- То есть, по сути, ты можешь работать там, где захочешь, и жить в любом месте?
- Я даже один раз пришёл к друзьям, а как раз срок сдачи материала поджимал. Попросил дать мне компьютер и доделал то, что должен был. По сути, условия не важны. Главное, чтобы друзья не смотрели, что я там пишу.
- Стесняешься?
- Да нет, отвлекает просто. Вообще ни родственники, ни друзья не читают эти произведения. И я тоже, кстати, не читаю их в итоге. Это всё-таки массовая литература. Но недавно гулял с девушкой, и она, не зная о моём роде занятий, рассказала о своих книжных пристрастиях. Оказалось, что книг, написанных с моим участием, у неё несколько. Внутренне стало приятно, плюсик себе поставил.
- Для тебя это в большей степени способ зарабатывания денег, нежели творчество?
- Конечно, это творческое занятие. Мозг постоянно задействован. Ты работаешь всегда в отличие от людей, у которых фиксированный рабочий день. Может быть, придётся не спать. Но я ассоциирую себя исключительно с Достоевским: нужны были деньги, и я начал писать (улыбается). Это просто моя работа, которая достаточно хорошо оплачивается. Денежное вознаграждение, конечно, от объёма зависит.
- А не обидно, что…
- (перебивая) … вообще всё равно. Если у тебя есть работа, которая тебя устраивает, относись к ней, как к работе. Изначально все условия оговариваются. Какие могут быть претензии? И потом, даже если эта книга в итоге получит какую-нибудь премию, это всё равно не моя заслуга.
- Частично и твоя.
- Хорошо, а получила ли бы она такое признание, если бы я её полностью написал? Ничего удивительного, сверхестесственного я не делаю. И мои знакомые тоже так считают. И пока у меня нет желания написать что-то своё. Мне даже легче, что мне даётся конкретное задание, не нужно придумывать основную идею, может, здесь тоже срабатывает техническая составляющая моего мозга. Хочется, конечно, тоже подарить людям какую-то идею, чтобы они поменяли что-то в своём взгляде на мир, но я пока не знаю, что именно. И думаю, что подарить людям эту идею я хочу не с помощью книг. Способ донесения должен быть другой.
- А ты получаешь удовольствие от своей работы?
- Ну да, периодически. Когда получаешь деньги – это всегда очень приятно. Шучу. Честно говоря, не испытываю особенного удовольствия от того, что пишу. Пока ещё не было такого, чтобы я работал и ждал продолжения.
- Читая другие книги, теперь, наверно, обращаешь внимание на некую разностилевость?
- У меня пока нет таких придирок, мол, ммм, странный диалог, наверно, он написан другим автором. Но вообще я думаю, что многие писатели пользуются услугами наёмных авторов. Насчёт факта существования Шекспира до сих пор ведутся споры…
- Кстати, а какие книги тебе нравятся?
- Интересные, насыщенные событиями. Не особенно нравится читать философские книги, скорее, просто выдержки из них. Вообще не люблю долго читать книгу. Хочу освоить чтение по диагонали. Люблю следить за сюжетом. После школы стал активно читать классическую литературу. В школе, конечно, её не понять. Но она же стала классикой для большинства людей, значит, с ней познакомиться нужно обязательно. Если говорить об авторах, здесь у меня абсолютная эклектика: Чехов, Булгаков, Замятин, Джордж Оруэлл, Дэн Браун, Джоан Роулинг, правда, кроме «Гарри Поттера», ничего у неё пока не читал.
- Подведём итог: какими качествами нужно обладать, чтобы стать «призраком пера»?
- (смеётся) Ага, призраком пера, тенью авторучки, следом от грифеля. Надо обладать хорошей фантазией. Много читать, много смотреть, иметь широкий кругозор. По-моему, самое главное – уметь ярко представлять. Настолько ярко, чтобы уметь максимально точно перенести всё это на бумагу.
- Сколько ты планируешь этим заниматься?
- До тех пор, пока не найду что-то своё. Проблема в том, что я пока не понимаю, чего я хочу от жизни. А главный недостаток этой работы в её непостоянности. У меня был полугодовой перерыв. Просто во мне в тот момент не нуждались. Вот и сейчас – проект закончится, и я не знаю, позовут меня в новый или нет. Это такой фриланс, работа «на халяву».
Наталья Игнатенко.
Фото Александра Мильки.
Весной прошлого года Алексей участвовал в шоу «Камеди батл» на ТНТ. Узнав о его необычной профессии, Гарик Мартиросян и Семён Слепаков сразу же отреагировали шуткой: « - Литературный раб – это как Пушкин, что ли? – Не, Пушкин – литературный арап…».