
В личной карточке погибшего аккуратным немецким почерком написаны фамилия и имя его родственницы - Мария Рассадина. Неизвестно, кем ему приходится эта женщина. Скорее всего, жена, если учесть, что на фронт Михаил ушел в возрасте 31 года. Местом жительства Рассадиных значилась Ленинградская область, Середкинский район, Новиковский сельский совет, деревня Бучкина Гора. О том, что случилось с близким человеком, Мария могла только догадываться - точные сведения были засекречены. Информация стала доступной всего несколько лет назад, когда заработал сайт Центрального архива Министерства обороны. Судя по документам, Михаил попал в плен под Лугой в августе 1941 года и умер 1 июня 1943 года в шталаге Хаммерштайн С большей долей вероятности можно утверждать, что нет в живых и самой Марии, даже если она была намного моложе Михаила. По крайней мере, в Псковском районе женщина с таким именем не зарегистрирована. Но, возможно, у Рассадиных были дети, и кто-то из них жив. Чтобы выяснить это, журналисты «Псковской провинции» связались с главой Середкинской волости Раисой Шумкиной.
- Сейчас деревня Бучкина Гора называется Залединьем, - объясняет Раиса Ивановна. - Как мне подсказали местные жители, там живет Зинаида Павловна - племянница человека, которого вы разыскиваете. Ее фамилия Дмитриева, но все по привычке зовут тетю Зину Рассадиной. Она рассказывала односельчанам, что у нее были два дяди, один из которых утонул где-то под Таллином, а другой пропал без вести... Сейчас Зинаида Павловна поправляет здоровье в городе, но как только вернется, мы обязательно передадим ей информацию о судьбе близкого родственника. Думаю, для нее это будет важно.
Если Зинаида Павловна захочет, мы поможем ей установить место захоронения близкого родственника. А это значит, что история пропавшего без вести бойца Советской Армии завершится спустя почти 70 лет. Для волонтера-поисковика Антонины Назаровой этот случай далеко не единственный. Вот уже пять лет она занима-ется увековечиванием памяти погибших земляков, а заодно и родственников всех, кто обращается к ней за помощью. А еще она каждый день ухаживает за братским захоронением. Летом на клумбе с цветами выполот каждый сорняк, а зимой вокруг мемориала очищен весь снег. Можно сказать, что поиски - это главное увлечение Антонины Васильевны, на которое, между прочим, она тратит большие деньги. Одни конверты в разные города России и государства чего стоят. Спонсоров у Назаровой нет, зато есть огромное моральное удовлетворение от того, что она делает. К счастью, поисками она занимается не одна. Ее во всем поддерживает 38-летний сын Андрей Днем он работает охранником, а после службы вместе с матерью до глубокой ночи систематизирует списки погибших, рассылает запросы, анализирует электронный архив Министерства обороны. Отклики бывают совершенно неожиданными.
-У меня хранится благодарственное письмо от администрации бывшего французского президента Николя Саркози, - признается «Псковской провинции» Антонина Назарова.
- Нам удалось найти место гибели их солдата и сообщить об этом во Францию. До сих пор храним это письмо, как ценный трофей. Не зря, значит, работаем Впрочем, для нас с сыном не имеют значения ни благодарности родственников, ни количество затраченных денег на поиски. Хранить память о войне мы считаем своим долгом...
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru