Встречи с роднёй порой дают удивительные открытия, всплывают разговоры достойные не только записи в мою записную книжку, а и страниц большой книги. Вот в одной из недавних встреч моя тётя рассказала, что на месте нынешнего ничем не приметного деревенского дома в пору фашистской оккупации был лагерь для советских военнопленных. Попавших в плен красноармейцев отсюда гоняли колоннами на станцию через деревянный мост, стоявшем на месте нынешнего железобетонного. Военнопленные работали на восстановлении железнодорожных путей, разбитых партизанами. Когда колонну вели от лагеря, перейдя мост, поворачивали налево, по дороге вдоль реки, которая выходила прямо к станции По пути они голодные, обессилевшие, задерживали руками ветки придорожных кустов, пропускали, не останавливаясь, прутики между пальцами рук и оставшиеся в ладонях листья жадно ели.
В семьях, в то время живших в деревне, тоже голодали. Выручал жмых. Так тогда называли стебли подсолнухов, которых в каждом доме было припрятано достаточно. Сухие стебли рубили на части и высушивали. Если потом мелкие кусочки брать в рот, они давали сок, напоминавший отдалённо подсолнечное масло. Этого добра было вдосталь в разорённых совхозных складах, что стояли по берегу реки. Деревенские, предчувствуя беду, натаскали их много и припрятали на чёрный день. Так, дети, жалевшие своих русских пленных, но не имевшие возможности приблизиться к колонне, окружённой фашистами, чтобы передать из рук в руки пайку жмыха, устраивали на дороге, перед тем как колонна показывалась вдали, маленькие кучки жмыха, положенные на листья лопуха прямо на землю.
А потом было бегство из деревни, когда немцы забирали всю молодёжь на работы в Германию. Бежали куда? В партизаны, в лес. Так и оказались в лесу, в лагере небольшого отряда из шести землянок. Внутри - нары в два яруса, в центре - печь. А потом было бегство и из этого лагеря. Когда каратели подошли слишком близко со всех сторон, окружая партизанский лагерь - оставался только один путь - через болота. Похватали, что можно и пошли. В том числе и дети: кто сам, кто на руках у матерей. Да человеческая жизнь продолжалась и в нечеловеческих условиях: люди и в лагере дружили, влюблялись, любили друг друга - рождались дети. Но многие из малышей не выживали. Вот и в том переходе через болота потеряли крошку Зину. Когда уходили из лагеря, недавно родившуюся девочку укутали в какие-то тряпки и под мышку взрослому. Но в трудном переходе малышка выпала из свертка тряпок. Обнаружили это только когда добрались до большого холма среди болота. Двое разведчиков вернулись в болото, чтобы найти потерю, но не успели - маленькая Зина уже погибла - замёрзла.
Честно говоря, специально не пишу, о каком населённом пункте рассказ выше, потому что таких деревень в России, Белоруссии, Украине в годы войны было множество и таких случаев тысячи… К сожалению, мы родным кругом собираемся теперь очень и очень редко, годами, десятилетиями, не видя друг друга В лучшем случае несколько слов по телефону, и вот такие долгие, задушевные, хватающие за живое беседы теперь редкость. Откуда же молодым узнать, по каким тропинкам они ходят, какую землю топчут, какие подвиги забыли и чем обязаны старшим поколениям, которые натерпелись, настрадались. Беды России именно в том и состоят, что семьи, большие семьи, практически разрушились, разорвались связи между двоюродными, троюродными братьями и сестрами, а часто и между родными… Если от вас это зависит - исправьте ситуацию в своей родне, соберитесь, услышьте рассказы своих старших.
Как надоело твое нытье...Нравоучения... Больше слов без мата нет...
Белый ворон - мы тебя знаем!
А кто такой белый ворон? Хотя бы пол и имя)