
Павел - В последнее время в прессе из-за событий на Украине чаще других политических явлений стал упоминаться фашизм. Думаю, авторам всякого рода высказываний о нём стоит взяться за роман Маркуса Зузака «Книжный вор», чтобы понять, что из себя представляет фашизм в «бытовой» жизни.
Наталья - Это одна из самых «громких» книг последнего десятилетия. Её называют литературной сенсацией, литературной жемчужиной. Поэтому за неё берёшься уже с определёнными предубеждениями. И, надо сказать, они оправдываются сполна.
П. - В начале маленькая Лизель даже не понимает, что такое фашизм, кто такой Адольф Гитлер. А они постепенно ломают ей (да и всей «мирной» Германии) жизнь.
Н. - Я впервые читала книгу о Второй мировой войне, написанную от «противоположной» стороны…
П. - Наташа, позволю себе напомнить тебе что эта книга написана от лица Смерти…

Н. – Да, но ты понял, что я имела в виду. Главные герои книги – немцы, мирные жители фашистской Германии, которые не хотели войны. Они хотели воспитывать детей, ходить на работу, играть в футбол или на аккордеоне, любить, просто жить. В общем-то, они и продолжают это делать. Но заниматься привычными делами в оккупированном городе становится сложнее.
П. – Несмотря на сложную жизнь героев, книга читается легко. Недаром Зузака сравнивает с Куртом Воннегутом, который тоже умеет легко писать о тяжёлой войне. Кстати, зарубежная пресса проводит параллели не только с Воннегутом: «Книжного вора» сравнивают со знаменитым «Дневником Анны Франк» и другими антивоенными книгами.
Н. – Вполне возможно, что Зузак написал своё произведение под впечатлением от дневника этой маленькой еврейской девочки: в его романе родители Лизель тоже прячут в подвале еврея.
П. - Разумеется, книга про фашистскую Германию не может быть написана без упоминания об антисемизме.
Н. - Но здесь проблема гонения евреев подана под другим углом. Папа Лизель – добрый и думающий человек, который хочет хоть как-то остановить массовое сумасшествие. Он раздаёт евреям во время «позорного марша» хлеб, а с одним из них и вовсе делит трапезу… Какая разница, какой национальности человек, если он – Человек?
П. – Похожие мысли и у лучшего друга Лизель. Руди мечтает быть похожим на Джесси Оуэнса, чернокожего легкоатлета, который в 1936 году на Олимпиаде в Берлине разбил в пух и прах теорию Гитлера о превосходстве арийской расы над «низшей» (чёрной), выиграв четыре золотых медали и став звездой берлинских Игр. Руди, как и Лизель, ещё не понимает фашизм, но с детства по-своему борется против него, и за это страдает. В общем, логично, что маленькие герои составляют романтическую, любовную линию книги.

Н. – Правда, здесь вся романтика в кражах яблок или небольших подвигах Руди во имя своей Прекрасной Дамы (чумазой, как чертёнок). Но они понимают друг друга как никто. Хотя нет. Пожалуй, Лизель лучше даже Руди понимает её Папа. Между родственниками зачастую не возникает такого единства душ, как между этим мужчиной с серебряными глазами и маленькой книжной воришкой.
П. – Вместе они и воруют книги. Девочка учится читать, а потом «спасает» своих соседей, читая им в бомбоубежище во время авианалётов. Книги, в итоге, спасают и её.
Н. – Она и сама начинает писать книгу о своей жизни (ещё одно сходство с «Дневником Анны Франк»), книгу, которая задевает даже Смерть. Образ Смерти в этой книге необычен. Это уставший мужчина, у которого стало слишком много работы. Метафора «усталость Смерти» заставляет ужасаться не меньше, чем описание «позорного марша».
П. – Этой книге уже прочат попадание в пантеон мировой классики. И не зря – ещё Франц Кафка писал своему другу в 1904 году: «Я думаю, что мы должны читать лишь те книги, что кусают и жалят нас. Если прочитанная нами книга не потрясает нас, как удар по черепу, зачем вообще читать её?». Маркус Зузак написал книгу, которая потрясёт любого человека, взявшего её в руки.
Наталья ИГНАТЕНКО, Павел ДМИТРИЕВ.