
- Георгий Сергеевич, самый главный вопрос, волнующий псковичей: цена за проезд. Проездные подорожали, на очереди изменение цены на разовый билет. Почему так происходит, можно ли ожидать снижения цен или хотя бы стабильности?
- Предприятие ГППО «Псковпассажиравтотранс» работает в общем производственном комплексе города и области. Официальная инфляция в этом году 7,7 процентов, это значит, что на эту сумму вырастут цены на топливо и запчасти, и продукты. Добавим к этому, падение рубля к доллару и евро. На большинстве автобусов установлены импортные агрегаты и оборудование, их порядка 30-40 процентов от всех механизмов. В результате затраты за год выросли на 10,8 процентов. Доходы же составили 100 процентов к уровню прошлого года, то есть, вообще не увеличились. Из-за этого мы даже не смогли увеличить зарплату работникам предприятия.
Кроме того, за счет повышения автомобилизации населения ежегодно снижается количество перевезенных пассажиров в пределах 3-4 процента, а это снижение около 1,5 млн пассажиров в год, что приносит прямые потери в 27 млн рублей в год.
Какой выход? Самый простой закрывать или увеличивать интервал движения автобусов на убыточных маршрутах, а это №1,№5,№6,№7,№8,№9,№12, №15 и прочие, которые содержатся за счет прибыльных. Либо увеличить тарифы и сохранить всё как есть. Снижение цен также возможно при финансировании перевозок из муниципального бюджета. Но там средств на это тоже нет.
- Говорят, что в некоторых городах, сходных с Псковом по количеству населения, проезд стоит гораздо дешевле. Что в тех городах есть такого, чего нет у нас?
- Да, в некоторых городах тариф низкий – 12-15 рублей, но там городские перевозки субсидируются из бюджета. Мы же рассчитываем только на свои силы.
- Какие планы у вас по обновлению машинного парка? Сколько сейчас автобусов у предприятия, какого они возраста?
- В этом году по распоряжению Губернатора за счет областного бюджета в области будут заменены 90 автобусов, которые старше десяти лет, работающие на пригородных и школьных перевозках.

Георгий Лупандин
- Если, не все маршруты приносят прибыль, нет ли мысли заменить на части рейсов большие автобусы маршрутками или отдать маршруты частникам?
- Да, не все маршруты прибыльные, но в определенное время, в час пик все автобусы идут переполненные. В эти часы мы выпускаем 120 больших автобусов. Для их замены необходимо выпустить 1200 маршруток и в городе будет коллапс, и пробки, и проблемы доставки людей из спальных районов и обратно. Кроме того, где работают частники, наши маршруты становятся убыточными. На маршрутах должен работать один перевозчик, который победил в конкурсе, независимо от формы собственности. А пока, получается, что, по сути, незаконный перевозчик увозит пассажиров и соответственно выручку. Мы потом просим субсидии на маршрут, который мог бы быть прибыльным. Кстати, зачастую перевозчик либо показывает минимальную заработную плату, либо вообще не показывает. И именно с нее идут платежи во внебюджетные фонды и НДФЛ (подоходный налог) и все верят, что водитель работает за 6 тысяч рублей. Мы же платим все сполна и в результате 25 процентов доходов - более 220 млн рублей в год - уходит на налоги, то есть на оплату налогов нам надо перевезти 12,2 млн пассажиров за год.
- Автобусы по маршрутам 3,4,6,1 ходят не так часто, как хотелось бы. Почему так?
- Всё зависит от количества пассажиров, чем их меньше, тем больше интервал. Смотрите расписание на остановках, в Интернете на нашем сайте, читайте газеты, там тоже печатают расписания, и наконец, обращайтесь за информацией на предприятие. По причине малого числа пассажиров, сняли и часть автобусов на рейсах 7 и 16. Но там есть пригородные маршруты: жители Ваулино, например, могут доехать на них. Правда, там другая цена и не действительны проездные.
- Будет ли автобус №9 заходить на новое кладбище?
- Нет, не будет. Данный маршрут и так проходит очень большое расстояние и пользующиеся автобусом пассажиры на нем и так очень долго добираться до места. Он фактически пригородный, но мы его сохраняем как городской - там действительны проездные и разовая поездка всего 18 рублей. Хотя сам по себе этот маршрут убыточен.
- Некоторые псковичи жалуются, что кондукторы бывают излишне суровы с ними. Проходят ли кондукторы, какой-то инструктаж – как себя вести, как правильно общаться с пассажирами, как предотвращать конфликты.
- Да, кондукторы проходят стажировку, обучение, инструктаж. Однако бывает, и пассажиры сами провоцируют скандалы. Бывает, что другие пассажиры даже защищают кондуктора. При всем этом, с грубиянами мы расстаемся беспощадно.
- Сейчас по радио в автобусах советуют иметь с собой для оплаты за проезд купюры не более 100 рублей, с большей у кондуктора может не быть сдачи. Но закон-то не запрещает платить и купюрой в 5 тысяч. Как быть?
- Все мы люди, и наша просьба, исходя из реалий. И мы благодарны тем людям, которые понимают, и готовятся к оплате проезда заранее. Кондуктор, кстати, тоже может дать сдачу с 5 тысяч рублей мелочью - это тоже не запрещено. Так что, будем взаимовежливыми и с уважением относиться друг к другу.
- Почему сейчас дачных рейсов в разы меньше, чем в 90-х? Дачники кончились?
- Вы сами ответили на свой вопрос. Действительно, меньше стало дачников, и больше личных автомобилей.
- Можно ли звуковую рекламу в салонах тише сделать? Пассажиры порой жалуются, что она мешает, в том числе говорить по телефону.
- Реклама – это один из источников доходов предприятия. А что - разговоры по телефону одного не мешают другим пассажирам?
- Как часто ведёте набор новых кадров: водителей, кондукторов. Кадровый голод чувствуете?
- Кадрового голода на предприятии нет. Набираем по мере надобности. Но нарушителей на работу не берем.
- «Зайцев» много ловят?
- Надо отдать должное нашим пассажирам – безбилетников в автобусах почти нет.
- А льготников много?
- Льготников для предприятия то же нет, так как за перевезенных льготников рассчитывается областной бюджет - идет доплата за месячный проездной билет до стоимости общего, а на пригородных маршрутах оплачивается вторая половина стоимости билета.
- В некоторых городах автобусы ходят круглосуточно. Ночью один раз в час или как то так. В Пскове, когда то был свой «ночной рейс». Актуален ли он сейчас?
- Мы это проходили раньше… Считаем, нет необходимости в ночных рейсах. В Пскове хорошо работают такси и они сравнительно не дорогие.
- В автопарке есть бюро находок?
- Бюро находок у нас нет. Если что-то находят, сдают диспетчеру. Но такое явление очень редкое, ну, может, один-два случая в году.
Последний вопрос. Город растет, встает ли вопрос о новых маршрутах или изменении старых – например, 17, 4, 18, 1. Когда намечают строить новые микрорайоны, то застройщики всегда обещают, что туда будут заезжать автобусы и переговоры с автопарком идут. Как дела обстоят сегодня?
- Практически все новостройки в городе и в районе находятся вблизи путей прохождения общественного транспорта. Требуйте с застройщика оборудования автобусных остановок, и проблем не будет, а остальное наш вопрос. Например, считаем необходимым закольцевать автобус №2, №17 по ул. Балтийской, №2а, №25 – по ул. Коммунальной, Западной, Кузбасской дивизии, Юбилейной.
А вопрос действительно получается последний, это моё прощальное интервью в качестве Генерального директора ГППО «Псковпассажиравтотранс». Благодарен за совместную работу всем, с кем работал, в том числе и средствам массовой информации. Очень надеюсь, что работа предприятия и впредь будет осуществляться в интересах населения, а также будет улучшаться, в чем окажу помощь по мере моих сил.
Константин КОЗЛОВСКИЙ
Я считаю надо все к суду привлеч за беспредел в автопарке. Я живу в районе лепешей, работаю на индустриальной возле ТЭСО и добираюсь на трех автобусах 6,3,11. - а это не меньше часа если утром в будний, а в выходной мне приходиться ждать по пол часа каждый автобус а если сломался и на жд переезде