Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 04:27

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №13 (9711), 08/04/2015

В Печорах мировые знаменитости играют на уникальном органе

Это объявление в социальной сети, на первый взгляд, было совершенно банальным -человек искал ненужный, но рабочий пылесос. Однако цель, для которой жителю Печор он понадобился, была необычной – пропылесосить 1464 трубы церковного органа.

По его словам, группа энтузиастов занимается восстановлением музыкального инструмента, расположенного в лютеранской кирхе Святого Петра. Его необходимо очистить от многолетних напластований пыли, и тогда он порадует всех своим звучанием. Среди энтузиастов, взявших шефство над инструментом, который считается королем музыкальных инструментов были лауреаты международных конкурсов. Ими оказалась супружеская пара из Санкт-Петербурга, выпускники консерватории и педагоги Денис Махань-ков и Дина Ихина. Неспециалистам эти имена мало что говорят, но в мире органной музыки Денис и Дина - величины международного уровня. Поиск в Интернете выдает огромное количество ссылок на их концерты, как совместные, так и сольные. В России и ближнем зарубежье, наверное, нет органов, на клавиши которых молодые люди не опускали свои пальцы. О каждом из них Денис готов говорить бесконечно, каждый инструмент особенный, со своей историей, своей спецификой. Ведь в органе важен не только сам механизм, но и здание, в котором установлен инструмент. Акустика помещения играет немаловажную роль, перенести инструмент в другое помещение невозможно.

ЗАОЧНОЕ ЗНАКОМСТВО

- Про орган в Печорах я знал давно, но только по справочникам и отзывам коллег, сам же смог приехать к инструменту только в прошлом году,- рассказывает Денис Маханьков.

За последнее десятилетие в церкви неоднократно проводились концерты органной музыки, которые при участии районного отдела культуры несколько раз в год устраивали энтузиасты из эстонской благотворительной организации «Rohuaia Rist» («Эдемский Крест») под руководством Эльмета Ваакса. Однако постепенно они свернули свою деятельность, ибо люди уже не молодые, и годы берут свое. Но дело свое передали в надежные руки - Денис и Дина намерены не только продолжать серию концертов, но и вывести их на новый уровень.

Молодые люди создали благотворительный проект «ОРГАННЫЕ КОНЦЕРТЫ В ПЕЧОРАХ», направленный на сбор средств для восстановления уникального печорского инструмента. За сезон 2014 года было проведено более десяти концертов, что позволило начать и выполнить первые ремонтные работы, которые осуществляет органный мастер из Кондопоги Сергей Горохолинский. В 2015 году Денис и Дина хотят продолжить серию концертов и пригласить в Печоры органистов из других стран.

ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ

Лютеранская церковь в Печорах построена в 1926-м, и два года службы шли под аккомпанемент фисгармонии, она и сейчас стоит в храме. Орган же был изготовлен в 1928 году в городе Хаанья (район Выру) известной фирмой Kriisa, специализировавшейся на строительстве церковных органов для храмов Эстонии. К тому времени история фирмы, основанной тремя братьями Крииса, насчитывала тридцать лет, их органная мастерская была крупнейшей в стране, и в ней трудились семеро представителей семейства, принадлежавших к двум поколениям.

Органный мастер Сергей Горохалинский рассказал, что печорский инструмент был создан в стилистических принципах, свойственных органостроению конца XIX - начала ХХ века, и по характеру звучания относится к типу немецких романтических органов. Именно эта черта, а не возраст (всё же относительно небольшой) значительно повышает его историческую и музыкальную ценность. Для «романтического» стиля характерно более густое, отчасти помпезное, звучание, простое, но насыщенное. Этот уникальный инструмент - один из десяти в России, уцелевших во время Великой Отечественной войны. По мнению ряда знатоков органов фирмы Kriisa, инструменты в церквях Печор и Рыуге (Вырумаа, Эстония) являются лучшими из них. В обоих случаях церковные залы обладают превосходной акустикой, что ещё больше усиливает общее впечатление, производимое этими органами.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭКИПАЖ

Игра на органе, помимо самих музыкальных навыков, требует и хорошей физической формы, и умения предугадывать мелодии. В отличие от привычных сейчас электронных клавишных инструментов, здесь - чистая механика, звуки извлекаются с некоторой задержкой. Кроме того, органисту необходимы помощники. Не стоит забывать, что орган - это духовой инструмент, и ему необходим напор воздуха. Его создаёт специальный человек, накачивая мехи при помощи особых педалей. «Ответственный за воздух» находится в закутке, скрытом от глаз прихожан, туда проведен колокольчик на веревочке - им органист дает сигнал «сейчас пастор окончит проповедь, будет длинный пассаж, надо накачать мехи». И человек начинает усердно топать по педалям, одновременно следя за указателем, показывающим наполнение воздушного резервуара. В роли указателя обычная гирька, как в настенных часах - чем выше, тем меха полнее. В перерывах между топтанием педалей «накачивальщики» развлекались тем же, чем и миллионы школьников во все времена - надписями на стенах. Стенка покрыта массой автографов Андреасов, Петеров, Урмасов и прочими эстонскими именами и датами.

В 60-х годах для накачки мехов стали использовать электродвигатель, но и «ножная система» исправно работает до сих пор. При этом в ней до сих пор используются кожаные прокладки и уплотнители, изготовленные по старинным технологиям.

Кроме «смотрящего за воздухом», в состав команды органа входит и ассистент органиста, переключающий регистры. Он должен знать исполняемую композицию и вовремя нажимать нужные рычаги - добавить басов или, наоборот, «верхов подкинуть». У органа есть свой механический пульт, и потому место органиста чем-то напоминает кабину управления музыкальной установкой, где он властвует над ветром, заключенным в меха.

Кстати, пылесос найти удалось, жители Печор откликнулись на просьбу, а один из них даже предложил собственный мощный компрессор, с помощью которого можно продуть органные трубы от многолетних напластований пыли.

Константин КОЗЛОВСКИЙ.

province@pskovline.ru

Фото Павла ДМИТРИЕВА

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков