
ПЛЮССКИЙ РАЙОН
Психологи в районе есть. Прежде всего, штатные специалисты работают в школах района. В Плюсской школе, например, психологические занятия проводит Юлия Петрова. Если требуется, она выводит ребят на индивидуальное общение. В комиссии по делам несовершеннолетних администрации Плюсского района секретарём работает Ольга Сергеева. «Раньше она была штатным психологом в службе сопровождения семьи. Но она очень талантливый человек, и администрация забрала её к себе. Хоть специалисты у нас в районе есть, всё же хотелось бы, чтобы штатные психологи вновь появились в этой службе», - подчеркнула Галина Масловская, консультант опеки территориального отдела Плюсского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области. Сейчас, если местным жителям требуется психологическая помощь, соцслужба обращается к вышеназванным специалистам, которые никогда не отказывают в помощи. Ещё одна «внештатная» психологическая единица в районе - Мария Кепф, бывший директор одной из школ района, а ныне молодая пенсионерка, также откликается на просьбы о помощи. Кроме молодёжных проблем, здесь нужно разрешать, например, конфликтные ситуации в семьях. С некоторыми жителями психологи работают не на прямую, через сотрудников соцслужбы: они видят проблему, обращаются к специалистам, те предлагают варианты её решения
СТРУГО-КРАСНЕНСКИЙ РАЙОН
Для того, чтобы найти в райцентре психологов, надо очень сильно постараться. Нет их ни в образовательных учреждениях, ни в Центре социального обслуживания, ни в составе мобильных бригад, которые выезжают в отдаленные деревни. Возможно, одной из причин кадрового дефицита является отсутствие спроса на таких специалистов. И дело вовсе не в деньгах. Многие не пошли бы на прием к сердцеведу, даже если бы им доплатили.
- Менталитет наших жителей таков, что они привыкли сами решать проблемы, - говорит местная жительница Татьяна. - У каждого свой способ. Одни покупают бутылочку, другие идут к друзьям, третьи берутся за грабли и лопату. А еще у нас в поселке прекрасный батюшка - настоятель местного храма. Некоторым стружанам одной беседы с ним хватает для того, чтобы перестать унывать и набраться мужества изменить свою жизнь. А у верующих людей вообще не бывает депрессии. Так что если бы у нас и открылся психологический кабинет, он разорился бы уже через месяц.
В реабилитационном центре для несовершеннолетних нам все-таки удалось найти одного психолога. И нельзя сказать, что он - вернее она - сидит без дела. Коллеги с нетерпением ждут ее выхода из декретного отпуска. Практически все дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и их родители нуждаются в экстренной психологической помощи. Заключение специалиста требуется семьям, которые собираются взять приемного ребенка на воспитание. Обращаются за помощью и школьники подросткового возраста, которым трудно наладить отношения с родителями. Последние к сожалению, не всегда готовы идти на диалог с психологом, считая его услуги неуместным вмешательством в дела семьи.
НЕВЕЛЬСКИЙ РАЙОН
Дипломированный специалист в городе всего один - Вера Шишова. Раньше она возглавляла социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, а с января работает в Центре социального обслуживания населения. Обращаются к ней неблагополучные семьи и подростки, у которых возникли трудности во взаимоотношениях со сверстниками или родителями Квалификации ее хватает и на индивидуальную работу, и на проведение групповых консультаций. Ни о какой плате за услуги речь, разумеется, не идет. А вот «разруливать» супружеские проблемы Вера не берется - специализация не та. Вместо нее этим охотно занимается заезжий маг широкого профиля Г. Он арендует помещение, дает объявление в местной газете и работает по принципу «любой каприз за ваши деньги». Причем деньги для глубинки немалые. Приходят в основном женщины. Жалуются Г. на супругов-алкоголиков, на измены и зависть коллег, неприятности в личной жизни. Его магическая квалификация вызывает вопросы, но психолог, судя по всему, он действительно хороший. Клиентки уходят от него просветленно-окрыленными и рекомендуют потом своим подругам. Еще одна альтернатива - нарколог-психиатр районной больницы. Специалист он опытный и кодирует от алкогольной зависимости официальными, проверенными методами. Но не-вельчане, то ли стесняясь, то ли боясь огласки, обращаются к нему не очень активно. И про психологические проблемы предпочитают помалкивать.
НОВОРЖЕВСКИЙ РАЙОН
Ставки психолога в ГКУСО «Центр социального обслуживания» Новоржевского района сегодня нет, ее сократили несколько лет назад.
- У нас все сотрудники хорошие. Если что, подскажут и поддержат в трудной жизненной ситуации, направят к нужному специалисту. Пока обходимся без специального психолога, - комментируют ситуацию работники центра. Конечно, в районе не забыли о детях и подростках - есть психологи в школах, садиках, в детском приюте. А вот взрослым жителям района пойти за психологической помощью некуда. Конечно, часть людей ходит в церковь, общается со своими духовниками, но в основном люди как-то обходятся своими силами.
- Работа нервная, но я стараюсь просто не напрягаться, чтобы потом не тратить силы и средства на расслабление Думаю сейчас каждый разумный человек так поступает, - резюмировал один из новоржевских бизнесменов.
КУНЬИНСКИЙ РАЙОН
Специалисты по психологической помощи есть в местном социально-реабилитационном центре и некоторых школах района. Но психологи этих учреждений не помогают всем желающим, лишь своим подопечным. Если серьёзные проблемы возникают у взрослого населения Куньинского района, то специалисты соцзащиты отправляют этих людей в центр психологической помощи в Великих Луках. Но не просто «направляют», а помогают с транспортом и отслеживают, чтобы человек получил необходимые консультации. «Хотелось бы, чтобы появились штатные специалисты. И вакантные места у нас есть, но психологов не найти. Мы обращались в физкультурную академию в Луках, где учат на психологов, но, возможно, их не прельщает маленькая зарплата… Потому приходится прибегать к помощи великолукских специалистов», - рассказала Марина Морозова, начальник отдела Куньинского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области. Проблемы у куньинцев возникают серьёзные. Чтобы не пускать их на самотёк, в южную столицу области направляли подростков, склонных к суициду, конфликтные семейные пары. Причём иногда трения возникают не только у супругов. Здесь зачастую «военные действия» ведут невестка и свекровь. Проблемам этим уже не одна сотня лет, но если Катерине - героине «Грозы» Островского - пришлось броситься в Волгу, то теперь достаточно съездить в Великие Луки. Согласитесь, выбор стал однозначно лучше.
ПЕЧОРСКИЙ РАЙОН
Квалифицированную помощь печерянам, попавшим в сложную ситуацию, оказывает педагог-психолог социально-реабилитационного центра Ольга Коношина. С детьми Ольга работает бесплатно, стоимость её услуг для взрослых зависит от зарплаты обратившегося человека. Но с 2004 года, когда был открыт центр, ни один взрослый человек ещё не обращался сюда по собственным нуждам. Впрочем, многие родители приводили своих детей и автоматически попадали на приём к психологу. Ольга заметила, что со взрослыми работать сложнее - в России, по её словам, ещё не прижилась культура обращения за помощью к психологу. Подчас взрослые люди стесняются говорить о своих проблемах больше, чем дети. Сейчас у Ольги 20 пациентов в возрасте от 3 до 18 лет с каждым работает по индивидуальной программе. С малышами проводит занятия по общему развитию и расширению кругозора, иногда ставит диагнозы, связанные с психологическими особенностями ребёнка, или направляет к более узким специалистам. Подростков в Печорах, наверное, как и везде, волнуют отношения с родителями, особенно с неродными - мачехами или отчимами, а также типичные вопросы, связанные с их возрастными особенностями: общение в коллективе, эмоциональное состояние, заниженная самооценка и пр. Но были за годы работы у Ольги и более серьёзные случаи - ребята с суицидальными наклонностями. Остаётся только порадоваться, что в их жизни вовремя появился квалифицированный специалист, и он смог предотвратить беду.
СЕБЕЖСКИЙ РАЙОН
В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, который недавно присоединили к Центру социального обслуживания, сейчас открыта вакансия психолога. Специалисту предстоит общаться с семьями, одна из главных проблем в которых - пьянство родителей, и их из-за этого могут лишить родительских прав. Работа психолога должна быть направлена на сохранение ячейки общества, нужно сделать все возможное, чтобы ребенок остался с мамой и папой. Вроде бы все так просто и понятно, но в то же время очень сложно - тяжело образумить пьющих людей и отвадить их от бутылки. Тем более, что родители по-разному идут на контакт. Порой бывают слишком агрессивны, но впоследствии приходят к взаимопониманию. Иногда все совсем наоборот. Работа психолога заключается в том, чтобы подсказать, как нужно правильно сделать. Так сказать, задать вектор развития. Если человек хочет, то у него все получается. Вот только люди сами не привыкли обращаться за психологической помощью.
БЕЖАНИЦКИЙ РАЙОН
При районном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних есть ставка подросткового психолога. Этот специалист работает с детьми в школе, помогает им сконцентрироваться на учебе, пережить переходный возраст. Психолог Центра социального обслуживания, в свою очередь, работает с семьями из групп риска, стоящими на учете в Центре. Расположенный в районе Чихачевский дом-интернат для престарелых и инвалидов часто посещает священник из близлежащей церкви, с ним пожилые люди делятся своими душевными трудностями. Частных кабинетов психологической помощи в районе нет - по мнению местных жителей, этот бизнес не принес бы дохода. Многие высказываются, что посещение психологов более характерно для мегаполисов с их бешеным ритмом жизни, а в провинции все спокойнее и к природе люди ближе, это спасает от психологического «выгорания». По словам работников культурных учреждений района, последнее время на концертах, спектаклях и других культурно-массовых мероприятиях стало гораздо больше зрителей. Работники культуры связывают это с тем, что в трудные моменты жизни жители района предпочитают находить отдушину в зрелищах, а не в алкоголе.
Подготовили Наталья ИГНАТЕНКО, Ульяна МИХАЙЛОВА, Павел ДМИТРИЕВ, Марина ПЕТРОВА, Константин КОЗЛОВСКИЙ.
Психолог у нас в стране - это почти что космонавт. Редкой, так сказать, души единица. Это на Западе модно "иметь" своего "личного" "психа". А у нас чаще - "психолог", это - "рюмка водки на столе", и Лепс на карте памяти мобильника. Ну, а деревенским и вовсе психолог не знаком. Там "душевными трудностями" делятся на лавочках, рассказывая "всю душевную закрома" всей улице. А вообще - человеку нужен человек. Если есть кому позвонить (даже среди ночи, и - просто так), уже и психолог не нужен. Главное, чтобы были люди, которые... замечали людей. И, не важно - где они живут, пусть даже на Камчатке. Главное - чтобы такой человек был у каждого.