Этому дружелюбному псу позволено многое, но и спрос с него особый. Спайк - поводырь слепого. Он должен беречь и всюду сопровождать своего хозяина, быть его тенью или, чтобы не так обидно звучало, личным телохранителем. За десять лет жизни в семье супругов Скурихиных Спайк ничем не запятнал свою репутацию, кроме разве что привычки лаять на любопытных прохожих, которые хвалят его без всякой меры. Так что если бы у собак, как у людей, существовала медаль за безупречную службу, она досталась бы Спайку. Корреспондент «Псковской провинции» познакомился с героем «невидимого фронта» и его хозяевами.
СЛЕПАЯ ЛЮБОВЬ
Обычная пятиэтажка в центре города. Звоню в домофон, поднимаюсь на 4 этаж. Дверь открывает Алексей Скурихин - пожилой мужчина в темных очках, с модной стрижкой и добродушной улыбкой на лице. Ощущение, что он не просто смотрит в мою сторону, а видит меня насквозь. В отличие от хозяина, Спайк встречает меня не слишком-то любезно, как и подобает любому приличному псу при появлении в доме чужака. Впрочем, убедившись, что жизни «шефа» ничего не угрожает, пес меняет гнев на милость. Его лай с каждой секундой становится все менее убедительным, а потом и вовсе затихает. Спайк устраивается под столом, за которым мы беседуем с Алексеем, на всякий случай кладет голову на мою ногу и погружается в сон.
- К старости характер портится не только у людей, но и у собак. Вот и Спайчик стал на гостей лаять, хотя раньше он себе такого не позволял, - говорит супруга Алексея Валентина, расставляя чашки. - Это третья собака-поводырь в нашей семье, и она оказалась самой ласковой. Любит лапы на колени складывать, чтобы гладили. И лизнет всякий раз, когда я что-нибудь вкусненькое в миску положу. Так Спайк меня благодарит.
Без собаки Валентина, как без рук. Точнее, без глаз, которые окончательно вышли из строя десять лет назад. С тех пор женщина видит только белый свет, и ничего больше. Хотя сны ей по-прежнему снятся цветные. Валентина слишком хорошо знает, как прекрасен этот мир, ведь когда-то она была хоть и слабо, но видящей. Успела вырастить сыновей и дождаться внуков, благоустроить дачный участок. А вот Алексею Скурихину повезло меньше - тотально слепым он стал в 15 лет. Несколько месяцев подросток носил в кармане капсюль-детонатор, подобранный на развалинах научно-исследовательского судна в Мурманске. А потом решил нагреть его над свечкой, чтобы сделать наконечник на перьевую ручку…Очнулся он уже на полу, после того, как в квартире прогремел взрыв. Больше всего пострадали глаза. Сначала Алексей видел только первую строчку офтальмологической таблицы, а потом и она стала размытой. Врачи сказали, что надежды нет.
В советские годы система реабилитации и социальной адаптации незрячих людей была признана самой лучшей в мире. Алексей ощутил это на себе. Уже в больнице председатель Мурманского общества слепых стал учить его азбуке Брайля, а потом предложил работу на предприятии. Там Алексей и познакомился с Валентиной, которая заведовала местным клубом. Девушка с большим энтузиазмом принялась учить кудрявого темноволосого красавца танцевать танго и фокстрот. Вскоре он перестал наступать на ноги партнерше и пригласил ее на свидание. Валентина и Алексей встречались семь лет, а потом решили начать новую жизнь на новом месте. Подходящая работа нашлась в Печорах, где молодые люди наконец-то поженились. Они оба работали на предприятии общества слепых и были счастливы вместе. Алексей признается, что ни одного дня не чувствовал себя ущербным и сумел, как сейчас при-нято говорить, полностью самореали-зоваться. Играл на баяне, саксофоне и бас-гитаре, занимался в театральной студии, увлекался лыжами и легкой атлетикой, вместе с супругой пел в хоре. Сейчас досуг незрячих людей стал зна-чительно беднее, да и здоровье у Скурихина уже не то, что в юности. Но, чтобы совсем не заскучать, он продолжает работать и возглавляет ревизионную комиссию Общества слепых.
СОБАЧЬИ РАДОСТИ
Завести собаку Скурихины решили после того, как у них появилась дача в черте города, а Валентина стала значительно хуже видеть. Страшновато было добираться до места назначения самостоятельно. Сначала появился Дик, а после него Рекс, оба - овчарки. Спайк оказался первым лабрадором-поводы-рем. К тому времени кинологи сошлись во мнении, что это лучшая порода для сопровождения незрячих людей. В со-ответствии с законом четвероногий компаньон предоставляется инвалиду по зрению бесплатно, как одно из средств реабилитации. Алексей написал заявление в региональное общество слепых и через полгода получил вызов из Купавны – единственного в России кинологического центра по обучению собак-поводырей. Две недели Скурихин жил в общежитии, учился основам дрес-сировки и под руководством опытного инструктора привыкал к своему новому «телохранителю». Имя, кстати, придумали в центре, и менять его хозяин не имеет права.

Человек и собака поладили сразу. Спайк оценил печенье, которым угощал его хозяин. Алексею понравилось, что щенок спокойный, дружелюбный и мягкий на ощупь. Из Купавны в Псков они возвращались уже вместе. На установление дипломатических контактов с хозяйкой потребовалось несколько часов. После первого же сытного обеда Спайк и Валентина сделались лучшими друзьями. Он до сих пор сидит у ног хозяйки, когда та хлопочет на кухне. Не подумайте, что клянчит - просто наблюдает за процессом... И уж, конечно, никогда не отказывается от улова в виде незапланированной тарелки супа или куска курицы. Кстати, питание и медицинское обслуживание собаки-поводыря оплачивает государство, выделяя на эти цели 19 тысяч рублей в год
- Спайк знает Печоры не хуже нас с Валей, - говорит Скурихин. - Может отвести на дачу, в аптеку, в магазин, к сыну Игорю. Причем делает это очень аккуратно. Мы ни разу не спотыкались и под колесами не оказывались. В прошлом году в городе была сильная буря. Размыло всю дорогу, и рядом с дачей яма образовалась высотою в человеческий рост. Без собаки нам туда не добраться - опасно. Теперь получается, как в сказке про репку - Спайк идет первым, Леша за ним, я за Лешей. Так и проходим гуськом метров 400…
БУНТ НА КОРАБЛЕ
Четвероногий телохранитель Скурихиных - пес с характером. У него есть свои пристрастия и любимые ритуалы, которые знает вся семья. Например когда хозяин уходит на работу, Спайк занимает наблюдательный пост у кровати Валентины. И она, конечно, знает, на что намекает маленький хитрец. «Закутать?», - задает она питомцу риторический вопрос и отправляется вслед за ним к кладовке, где для Спайка устроена постель. Валентина запеленывает пса, словно младенца, в розовое байковое одеяло и укладывает голову на подушку. Через пять минут по квартире разносится зычный собачий храп. Иногда во сне Спайк начинает совсем по-человечески всхлипывать. Тогда Валентина будит его и старательно наглаживает пузо. Это действует на пса, как таблетка валерианы. А еще Спайк, как любой уважающий себя лабрадор, любит купаться в ванной с шампунем. Правда, хозяева его в этом смысле особо не балуют, говорят, что вредно. Зато мытье лап после каждой прогулки только приветствуется. Спайк ходит на улицу строго по расписанию -четыре раза в день. Во дворе особенно не разгуляешься, но водить питомца в парк Алексей не рискует. Когда-то ему пришлось выслушивать претензии местных жителей о том, что, мол, «от этих собак нигде покоя нет». Создавать проблемы другим Скурихин не захотел. Теперь он ходит за Спайком по пятам и убирает следы его жизнедеятельности в целлофановый пакетик. К сожалению, зрячие владельцы собак его примеру не последовали.
- Лучше бы я компьютер завел, а не собаку! - в сердцах говорит Алексей, когда обидится за что-то на своего компаньона. - Машину включил в сеть, и она работает себе, есть не просит. Сердце за нее спокойно. А Спайка и на улицу надо выводить, и вычесывать, и когти подстригать. Сплошные хлопоты, а в ответ никакой благодарности.
Но «бунт на корабле» длится недолго. В такие минуты Спайк, словно чувствуя свою вину, протягивает хозяину лапу. Мол, давай мириться! Сердце Алексея тает и он снова крепко держится за поводок Спайка, без страха доверяя ему свою жизнь.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Фото автора
Специально глянул дату выхода материала. Даже удивительно, что публикация - так, просто публикации ради, а не даты для. А то у нас как-то такие статьи в СМИ выходят обычно к Дню инвалида, или ко Дню слепых. Кстати. А кто-нибудь уже помнит, что День инвалидов раньше назывался День защиты и прав инвалидов? Но лет 11 назад эти слова из памятной даты "тихо убрали". Зачем защищать инвалидов, зачем напоминать об их правах? Всё равно - прав у инвалидов как было не много, так... Если они вообще остались. Судя по походам в больницу и поликлинику - осталось у инвалидов только право на "болеть молча", т.к. рецепты бесплатные - условно таковые, и, когда приспичит - купишь за деньги то, что обнаружишь, т.к. за месяц "бесплатного рецепта" можно не дождаться по нему лекарств. Ну и так далее, и тому подобное. И вообще: у нас как-то инвалидов замечают всё меньше. Поутих, так сказать, интерес. И у СМИ тоже. Так что, эта публикация - аж прямо выделяется на фоне статей о мэрах, главах, полуглавах, главках и "парткомах" современной формации. Автору - спасибо!