
Следом за ним из второго вольера выбирается наружу его сестра. Так же важно рычит и так же забавно убегает в лес, заставляя небольшую группу только что вздрогнувших провожающих умиляться и хлопать в ладоши. Провожали косолапых во взрослую, самостоятельную жизнь...
Девятимесячные мишки для взрослой жизни ещё малы, обычно они отделяются от матери в 3-4 года. Но Вася и Марго - медвежата-сироты.
- Медвежата рождаются в январе-феврале, в самые лютые морозы. Глухие, слепые, совершенно беспомощные. В апреле мама выводит их из берлоги. Когда это случается, медведица уже ни за что не бросит своих детёнышей. Но если её потревожить в берлоге, у неё автоматически срабатывает инстинкт самосохранения вида: через год начнётся гон, она снова родит. К брошенным же детям мама уже не возвращается. А им выжить без неё в таком возрасте практически нереально, - рассказывает сотрудник Центра спасения медввежат-сирот биостанции «Чистый лес», что в Торжокском районе Тверской области, Василий Пажетнов.

Ещё в 1973 году дед Василия, известный зоолог Валентин Пажетнов, с коллегами начал уникальный эксперимент по возвращению брошенных бурых медведей в естественную среду обитания. «Медвежьми яслями» в 1996-м заинтересовался Международный фонд защиты животных. С тех пор было выпущено в жизнь более 200 медведей. Популярность проекта привела к тому, что в 2010 году после письма Валентина Пажетнова Владимиру Путину российское правительство запретило зимнюю охоту на медведей в берлогах.
- Думали, что изменится количество поступающих к нам медвежат. Но вот уже в этом году к нам поступило 16 мишек. Может, браконьеры спугнули медведиц, может, орудующая в лесу техника. Двое из них ваши, из Струго-Красненского района, - отмечает менеджер Центра спасения медвежат Сергей Пажетнов, показывая на вольеры с Васей и Марго.
Осиротевших медвежат сдали охотоведу военные Струго-Красненского полигона. А уже охотоведы связались с уникальным Центром. Там Васю и Марго реабилитировали так, чтобы их возвращение в дикую природу прошло максимально безболезненно.

Даже прибор для их кормления в точности воспроизводит форму сосков матери-медведицы. На второй стадии реабилитации медвежат выпускают из специальной избы-«берлоги» гулять по огороженной территории, чтобы они учились спасаться от опасности. Косолапые гуляют, где хотят, но никогда не выходят к людям. Два человека, которые работали с ними во время реабилитации, Василий и Сергей, даже кормят мишек в специальной униформе, скрывающей человеческий запах. Именно они и учат малышей самостоятельно адаптироваться ко взрослой жизни.
- Медведь должен бояться человека. Чем реже он встречается с человеком, тем лучше. Медведь, который хочет приблизиться к людям, очень скоро становится мертвым медведем, - повторяют заветы отца и деда Сергей и Василий Пажетновы. - Если брошенный мишка попадёт в руки к человеку, он станет ручным, цирковым. А медведь - царь леса. Должен жить именно там.

В нашем лесистом регионе для проживания медведей пригодно 45 процентов территории, замечает заместитель председателя государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Андрей Горкунов. На всю область - около тысячи особей медведей. Из них в стругокрасненском заказнике «Николаевский» всего трое. Четвёртым и пятым стали вернувшиеся на родину Вася и Марго.
- История этих медвежат началась грустно, но обрела счастливое продолжение благодаря их приёмным родителям Пажетновым. Пожелаем им кормного поля и долгой, счастливой жизни, - глядя в след убегающим мишкам, отметил ведущий охотовед Струго-Красненского района Николай Григорьев.

Следить за жизнью Васи и Марго теперь будет не только он, но и сотрудники торжокского Центра, которые хоть и стараются не привязываться к своим подопечным и не навязывать им дружбу, но всё же живо отслеживают их дальнейшую судьбу с помощью разных гаджетов. В случае острой необходимости они забирают животных на повторный курс реабилитации.
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru.
Фото Павла ДМИТРИЕВА и из архива Николая Григорьева.