
С ВЕТЕРКОМ
На 200 тысяч человек населения в Пскове примерно 100 тысяч автомобилей. У меня тоже есть. Недорогое, некредитное, довольно пожилое (15 лет) «ведро с болтами». Водительский стаж - 3 года. Машина позволяет раскрыть мир - теперь тот же Остров с его прекрасными висячими мостами, достопримечательности Елизарово или Крыпецкий монастырь оказались совсем близко. Да и маму на дачу довезти можно.
Дороги у нас в городе разные - есть такие, где едешь в удовольствие, а есть дворы, куда лучше пройти пешком, оставив машину на въезде. Большая проблема - парковка, в новых районах места нет. Дворы - как огромная стоянка с хаотично набросанным транспортом и узкими проездами. Стараюсь лишний раз туда не ездить. Больших пробок в Пскове не замечаю. По крайней мере, по сравнению с Петербургом, куда не раз ездил, наши - маленькие и быстро рассасываются. В основном машину я использую на выходных для поездок с семьёй за город, для путешествий. Самый большой пробег получается именно в таких выездах. Как и у каждой медали, у авто есть и обратная сторона - это постоянные расходы. Считайте: ОСАГО, ТО, зимняя резина, запчасти, штрафы опять же -хотя стараюсь не нарушать. На память приходит анекдот: «Да! И как раньше жил! Теперь все успеваю! Вчера за день успел сменить масло, купить новые шины, съездил на авторынок за крыльями, тут же смотался в автосервис и поменял их, еще и в магазин за незамерзайкой заехал. И как бы я все это без машины успел?».
5 ПРИЧИН ПЕРЕСЕСТЬ НА ВЕЛОСИПЕД
На самом деле их гораздо больше. Я выбрал те, что подвигли именно меня отдать предпочтение байку.
Первая - в некоторых случаях вы доберетесь до места быстрее, чем на автобусе или машине. Например, от стадиона «747» до редакции нашей газеты я доезжал за 16 минут на велосипеде, за 12 - на автомобиле и за 30 - на автобусе. В случае с автобусом время затрачивалось ещё и на поход до остановки и ожидание транспорта.
Вторая причина - поездки на велосипеде бодрят. На работу вы приедете разогретым, проснувшимся, готовым к трудовым свершениям. В автобусе же можно дремать всю дорогу, а потом продолжать бороться со сном. Как-то я даже проспал свою остановку.
В-третьих, на велике не страшны лужи и грязь. Заметил, что даже глубокой осенью продолжал носить лёгкие летние туфли. Ноги не мёрзли, ибо я не ходил по холодной земле, обувь оставалась сухой. Я просто жал на педали, не думая о том, как объехать гигантскую лужу во дворе. Просто спокойно проезжал по ней.
Четвёртый аргумент «за» -город стал понятнее и ближе. До некоторых мест я не дошел бы пешком - далеко, и не поехал бы на машине - разбитые дворы, нет парковки. А на велосипеде я исколесил весь Псков, все его закоулки и еще больше полюбил. Кстати, эти прогулки помогли мне понять, как проще и быстрее проехать через город.
Пятая причина - пресловутый здоровый образ жизни (ЗОЖ). Регулярные ежедневные поездки на велосипеде приносят огромную пользу, которая оправдывает отказ от дорогого абонемента в фитнес-центр. Говорят, что регулярно тренирующиеся велосипедисты имеют физическую форму, характерную для людей на 10 лет моложе.
Минус у велосипеда один - в дождь ездить нельзя, в дождевике очень неудобно - можно упасть. Зимой ездить можно, я ездил почти круглый год. Конечно, нужна привычка и балаклава, чтоб не отморозить лицо. Шины тоже лучше подобрать «под зиму». Замёрзнуть не получится, наоборот - согреетесь,
скорости зимой небольшие, ветер не страшен.
Главная проблема велосипедистов - поребрики. Порой они похожи на элементы полосы препятствий и высотою почти по колено. Приходится постоянно слезать с велосипеда. Ездить же по проезжей части опасно. Могут сбить, невзирая на ПДД.
На вопрос, какой велосипед брать, отвечу - обычный «взрослик» или складной. Вам нужны крылья и звонок. Первое убережёт спину от грязи, второй позволит не врезаться в пешеходов. Карбоновые рамы, многоскоростные втулки и прочие атрибуты спортивных трасс в городе не нужны, не стоит за них переплачивать.
СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА...
Всего 850 рублей - и у вас есть проездной и возможность без ограничений кататься на автобусе. Заманчиво, тем более, что до самой дальней остановки - не более 10 минут быстрым шагом. Проверено в новых районах на Завеличье - Владимирская, Никольская -и в Овсище. В других районах Пскова до места посадки еще ближе. Автобусная сеть в городе достаточно развита, добавляются новые остановки, обещают новые маршруты.
Однако последнее время многие псковичи недовольны -автобусы стали ходить реже, часто вместо вместительных
«гармошек» пускают короткие двухдверные машины, что позволяет пассажирам почувствовать себя селёдками в банке. Добавим к этому постоянно повышающиеся цены, несдержанных кондукторов и опасность зимних эпидемий гриппа.
Но стоит отметить, что ситуация с общественным транспортом в городе не самая плохая, кое-где автобусы вообще отменили. А у нас в Пскове еще и новые машины покупают. Новое руководство автотранспортного предприятия старается быть «интерактивным» - выносить на общественное обсуждение варианты новых маршрутов, оперативно наказывает не в меру злых кондукторов, объясняет, почему растут цены. Я бы сказал, что недостатки у псковских «автобусников» не какие-то особенные, а характерные для всей системы любого общественного транспорта. Именно поэтому в крупных городах существуют и автобусы, и маршрутки, и трамваи - чтоб они перекрывали недостатки друг друга. В любом случае, рекомендую всегда иметь при себе 50-100 рублей на случай необходимости проехать в автобусе.
НА СВОИХ ДВОИХ
А может быть, лучше всего ходить пешком? У природы нет плохой погоды... если одеться тепло и купить хорошие непромокаемые ботинки. Псков - город небольшой, и привычный маршрут «дом-работа-магазин» не очень выматывает. Опять же - свежий воздух, физические нагрузки, закалка и прочие полезные для здоровья вещи. Иногда пешком можно добраться из точки А в точку В быстрее, чем на автомобиле или автобусе. Не придётся искать место для парковки или идти от остановки. Надо только знать «партизанские тропы» - где срезать угол, как быстрее пройти через двор. Однако все так замечательно выглядит лишь летом и ранней осенью. Ближе к середине октября начинается знаменитая русская распутица, и вместо ботинок, чтобы нормально передвигаться, нужны ласты или специальные охотничьи приспособления для ходьбы по болотам. В некоторых районах города есть лужи, что помнят ещё советские времена - их до сих пор не ликвидировали. А в некоторых местах при ремонте тротуаров закладывают люки ливневой канализации, ибо те не вписываются в ландшафтный дизайн... Зимой при малейшей оттепели и последующем морозце тротуары превращаются в каток, и в больницы, и в поликлиники обращается масса горожан с ушибами, переломами, вывихами, полученными на наших «гостеприимных» улиц.
Поневоле задумаешься об отказе от «пешеходной составляющей», но делать этого не стоит ни в коем случае. По данным Всемирной организации здравоохранения, у жителей городов наблюдается недостаток двигательной активности. Есть даже теория «трёх кресел»: якобы жизнь горожанина проходит между креслом офисным, креслом автомобильным и креслом компьютерным (либо диваном у телевизора). Как результат - ожирение, обострение проблем с сердечно-сосудистой системой, диабет. Медики призывают ходить больше.
Не надо насиловать себя марафонами, начните с простого. Например, выйдите не на привычной автобусной остановке, а на следующей, что чуть дальше от дома. Не пользуйтесь лифтом, купите хлеб в ларьке в соседнем квартале, а не отправляйтесь за ним в гипермаркет на автомобиле. Через некоторое время вы заметите, что физическая форма стала лучше, штаны - свободнее, а на пятый этаж вы легко поднимаетесь без одышки. Это реально работает, проверено на себе. Надо только помнить, что привычка - как вредная, так и полезная, формируется примерно три недели. Чтобы привыкнуть больше ходить и получать от этого удовольствие, понадобится время.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
province@pskovline.ru