
По его словам, потоки едких химикатов устремились в водные артерии города, да и всей области.
- Дыма без огня не бывает. Ехать надо, - решили мы. Тем более, что в своё время тема «сливов в Опочке» уже проскакивала в региональных СМИ. Правда, тогда речь шла о местном психоневрологическом интернате, не озаботившемся очистными сооружениями для канализации отходов. Но «биологическая угроза» постепенно растворилась в самом прямом смысле. На этот раз история вырисовывалась более серьёзная и одновременно неоднозначная.
Судя по информации читателя, фабрика, загрязняющая воды, относится к сфере лёгкой промышленности и дает рабочие места не одному десятку человек, и если фабрику «прижмут за экологию», эти люди могут не получить зарплату. В Опочке подходящих под описание фабрик - хотя бы отчасти - две, и какая из них занималась «химическим террором», мужчина внятно объяснить не смог. Не дали результатов и предварительные расспросы знакомых опочан в социальных сетях. Ответы были однотипными: «Мы ничего не знаем, про сбросы в реку не слыхали, а работники фабрик вам ничего не расскажут, они работой дорожат».
Тем не менее, при первой же возможности мы направились в Опочку, чтобы отыскать нефтяные пятна, химические запахи, дохлую рыбу и прочие атрибуты, сопровождающие выбросы химикатов в реку.
Первым делом осмотрели производственные цеха швейной фабрики, что, по информации местных жителей, и судя по карте, стоят на берегу реки Великой. Но здесь нас ждало разочарование. Во-первых, между рекой и цехом (это оказалось одно здание) проходила автомобильная дорога. Во-вторых, там имелось подобие набережной - самодельные скамейки, пешеходные дорожки и даже места для посиделок с шашлыками. Вылить тонны отходов и остаться незамеченным тут явно не получится.
Нет, отходы здесь были, и много, но совсем другого характера - пластиковые бутылки, стаканчики, просто пакеты с мусором, которые кто-то поленился донести до урны. Но никаких следов слива чего-то несанкционированного в Великую найти не удалось. А мусор... оставим его на совести опочан. Поздней весной в городах области проходят субботники, может, тогда на берегах главной реки области станет немного чище?
Еще одним пунктом нашего мини-расследования стала фабрика по производству изделий из кожи. Никаких других мест, «где шьют», местные жители нам не показали. Перед поездкой ознакомились с технологией кожевенного производства - в ней, в отличие от производства швейного, жидкие отходы при некоторых операциях появиться могут. Смущало, конечно, отсутствие реки в окрестностях, но проверить надо.
Территория вокруг кожевенной фабрики - сплошное болото и грязь. Такое ощущение, что здание сюда принесли по воздуху и поставили посередине разбитого и перепаханного поля. Что не мешает сотрудникам ездить на работу на велосипедах -вдоль цеха установлена большая велопарковка. Прямо как в Голландии или других европейских странах. Рискнем предположить, что на автомобиле к цеху можно просто не проехать и завязнуть на подходе, потому велосипеды здесь и в чести.
Пытаемся обойти цеха, попутно фотографируя их и состояние близлежащей территории. Встречаются пятна, похожие на следы краски для кожи. Но они небольшие и несвежие. Зато в лужах и дренажных канавах можно встретить банки от машинного масла, тормозной жидкости, антифриза - видимо, местные автомобилисты зимой бросали их в сугробы. Сейчас остатки технических жидкостей окрашивают лужи радужной плёнкой. Но это опять не то, что мы ищем. Зато удалось обнаружить «речку» - скорее, даже полноводную канаву метра в два шириной. Но и тут все в относительном порядке - никаких труб, бочек и прочего инвентаря, с помощью которого можно загрязнить реку-канаву, поблизости не заметно. В единственной бочке работники фабрики жгут мусор, преимущественно строительный.
Тщательно осматриваем дно водоёма, благо прозрачность воды это позволяет. Масляных пятен, мутного ила, мёртвой живности - не обнаружено. Набираем воду в стаканчик, взбалтываем, нюхаем - посторонних запахов нет. Тонкой струйкой выливаем воду и повторно принюхиваемся - пахнет болотом, химических ноток нет. Повторяем те же операции ниже по течению, в расчёте на то, что отходы унесло потоком, но и там вода и состояние дна ничем не отличаются.
Местные жители на контакт идут неохотно, но все единогласно заверяют, что никаких сливов от «кожевников» не замечали. Сами производственники также убеждены, что блюдут экологическую чистоту, и списали звонок в редакцию на происки конкурентов. Правда, каких именно - неясно.
Добавим, что и в Псковской межрайонной природоохранной прокуратуре, сигналов из Опочки не получали уже давно. Заместитель природоохранного прокурора, Александр Здановский заверил нас, что в настоящее время к предприятиям в Опочке со стороны его ведомства претензий нет. Это, конечно, не значит, что они не появятся в будущем, но на начало марта - тихо и чисто.
Экологи-общественники тоже не в курсе централизованного загрязнения опочецких рек: «Про такое не знаем, чтобы производственники и без очистных работали. Вот помыть машину в речке, бросить, где придётся, мусор, или даже в реку слить содержимое биотуалета - такое случается. Часто и по всей области».
Получается, что сейчас основными загрязнителями рек и берегов в Опочке являются сами горожане. Что, впрочем, справедливо и для всех населённых пунктов, включая Псков, и потому избитый лозунг «Не надо мусорить» не теряет актуальности и сегодня.
Константин КОЗЛОВСКИИ.
province@pskovline.ru.