
С того давнего, 1922 года много воды утекло, и Святогорье изменилось, как меняется всякое живое лицо - не гипсовая посмертная маска. «Если вам скажут, что Сороть так же текла здесь при Пушкине, не верьте, - предостерегал журналистов директор музея Георгий Василевич, - эта река каждый год меняет своё русло».
За почти век жизни музей пережил многое. Не раз хранителям псковских пушкинских мест приходилось начинать всё с нуля. И в первые годы, после того, как в 1918 году не столько революционно настроенные, сколько подстрекаемые всем происходящим вокруг местные жители сожгли Михайловское, Тригорское, Петровское. И после Великой Отечественной, когда в мемориальных парках были устроены вражеские оборонительные сооружения, а экспонаты, как пленные, были вывезены в Германию, - как долго и непросто они потом возвращались домой с той страшной войны!.. Обо всём этом сегодня рассказывает большая экспозиция «Хранители Михайловского», развёрнутая в здании «Колонии литераторов» в усадьбе поэта. А у каменной лестницы, ведущей к храму в Святогорском Свято-Успенском монастыре, несколько лет назад установили доску с именами советских сапёров, погибших при разминировании могилы Пушкина.
За эти годы музей прирастал пространствами. К заповедным Михайловскому и Тригорскому в 1936 году добавились Петровское, Савкина горка, городище Воронич, а ещё годы спустя, в 1995-м, - территории бывших усадеб в Голубово и Дериглазово, Лысая Гора, старинное купеческое село Велье.
Музей строился. Уже в нашем, ХХ1 веке на Ворониче по сохранившимся описаниям и чертежам был воссоздан храм во славу Георгия Победоносца - в той церкви Пушкин в годовщину смерти английского поэта-романтика, бунтаря Джорджа Байрона заказывал молебен о «рабе Божием Георгии». В нынешнем же столетии в Бугрово был возведён и новый музейный комплекс - типологическая псковская крестьянская усадьба пушкинского времени, действующая водяная мельница с подлинными старинными механизмами, трактир с рабочей русской печью. На сегодня «Пушкинская деревня» - один из самых посещаемых музеев. Здесь проходят театрализованные фольклорные программы, материал для которых музейщики разучивают под руководством известнейших петербургских фольклористов Алексея Мехнецова и Ирины Поповой. Здесь можно научиться какому-нибудь из старинных крестьянских рукоделий. А то и просто - попробовать, какова на вкус настоящая, свежесмолотая мука. Здесь, в конце концов, почти всё можно потрогать руками - в буквальном смысле прикоснуться к старине, к отечественной истории. Роскошь, непозволительная посетителям других музеев!
Святогорье изменилось, но осталось неизменным в главном - здесь всё то же пушкинское дыхание. Недаром посетители то и дело признаются: кажется, что поэт-хозяин просто ненадолго отлучился - в соседнюю усадьбу, например. Здесь те же пейзажи, «продиктовавшие» Александру Сергеевичу бессмертные строки. И гости, оглядевшись вокруг, невольно начинают цитировать: про «овины дымные», «мельницы крылаты», про «дорогу, изрытую дождями» - осенью, «пчелу из кельи восковой» - яркой весной.
И по-прежнему Михайловское неудержимо притягивает, собирает вокруг себя талантливых людей - поэтов, художников, музыкантов. Побывав здесь однажды, они возвращаются сюда снова и снова. Подтверждением тому, например, объявленное на день нынешнего музейного «юбилея» выступление удивительного певца, народного артиста России Олега Погудина. Впервые музыкант приехал сюда почти мальчишкой, более двадцати лет назад - в Пушкинском Заповеднике, по сути, и началась его «русская карьера». И с тех пор Олег Погудин дал в Михайловском столько концертов, что и сам сбился со счёта: песни Вертинского, Окуджавы, песни военных лет, старинные романсы и, конечно, Пушкин, Пушкин, Пушкин - его, положенные на музыку современниками и потомками, бессмертные стихи.
И всякий раз - всё звучит по-новому, потому что, как сказано уже, - эта заповедная река каждый год меняет своё русло.
На снимке: Дом поэта в Михайловском художник Илья Овчаренко запечатлел в 2002 году, когда был сту-дентом-первокурсником «Репинки». Сейчас он - преподаватель, а на практику в музей приезжают его студенты.
Олег Погудин, народный артист России:
Так или иначе, для меня Святогорье иногда действительно кажется единственным сокровищем, которое не уйдёт и не предаст. Это удивительное место. Оно требует от человека способности любить и способности прощать. Оно учит этому. А ведь уметь любить и радоваться - это, собственно говоря, и есть формула счастья.
Алина ЕГОРОВА.