
По информации пресс-службы регионального МЧС, на 30 марта 2018 года на территории области проведена 21 проверка. Особое внимание уделялось работоспособности систем пожарной автоматики, внутреннему противопожарному водопроводу, первичным средствам пожаротушения, а также состоянию эвакуационных путей и выходов. К проверке работоспособности систем были привлечены специалисты испытательной пожарной лаборатории Псковской области.
С ЗАДАЧЕЙ СПРАВИЛИСЬ
Помимо проверок проводились и пожарно-тактические учения. Так, в здании гипермаркета «Империал» в Пскове состоялось занятие дежурных караулов по теме: «Тушение пожаров на объектах с массовым пребыванием людей». Согласно тактическому замыслу занятия, в игровой комнате на втором этаже здания возник пожар. Персонал сообщил об условном пожаре в пожарную охрану и руководству магазина. Администрация объекта оповестила по громкоговорящей связи сотрудников и посетителей гипермаркета, провела эвакуацию людей из помещений, организовала встречу прибывающих пожарных подразделений.
По отзывам пожарных и администрации торгового комплекса, в короткие сроки все посетители и персонал покинули помещения, руководители подразделений по списку проверили наличие сотрудников и доложили о проведённых мероприятиях руководителю тушения пожара. По итогам занятия был сделан вывод: поставленные цели достигнуты, личный состав с поставленными задачами справился.
Масштабная проверка прошла и в ТРК «Акваполис». Арт-директор комплекса Николай Королев отметил: «Проверка проходит нормально, ее итоги предоставит прокуратура».
- Сигнализация работает, система дымоудаления включается автоматически при срабатывании пожарной сигнализации. Брандспойты в наличии, напор воды больше, чем должен быть. Датчики дыма в рабочем состоянии, двери открыты, - добавил он.
Проводились в ТРК и учебные тревоги. Очевидцы сообщали: «На входе сразу сказали, что сеансы с задержкой. Только за сегодняшний день 4 раза были проверки и тренировки эвакуаций. Комиссия до сих пор здесь. Зрителей теперь каждый раз приходят и считают».
Кстати, 13 января этого года псковичи могли убедиться в исправности пожарной сигнализации комплекса, тогда неизвестный нажал на сигнальную кнопку. Администрация учреждения сообщила по телефону 01, что сигнал о пожаре был ложным. Тем не менее подразделения МЧС выезжали на место. Организованной эвакуации посетителей из здания не осуществлялось — многие псковичи, услышав пожарную сигнализацию, покинули «Акваполис» самостоятельно. Судя по отзывам и видео в социальных сетях, паники и столпотворения не было.
МАРКЕТОЛОГИ ПРОТИВ ИНЖЕНЕРОВ
Обратим внимание, что в «Акваполисе» есть кинотеатр, и он расположен на верхнем этаже. После пожара в Кемерово такое строительное решение подвергается масштабной критике.
Интересный момент - если вспомнить планировку советских кинотеатров, тех зданий, что изначально предназначались именно под киносеансы, везде выход из зала ведёт прямо на улицу. Например, в закрытом ныне кинотеатре «Октябрь» или в «Победе». То же можно заметить в многочисленных КДЦ (Домах культуры) в Псковском районе. И это не считая пары пожарных выходов по бокам зала. А ещё кинотеатры всегда располагались на первых этажах зданий.
Покинуть такие помещения в случае любого происшествия было очень легко. И этому есть несколько объяснений. Тогда негорючих материалов для отделки помещений было немного, огонь распространялся бы быстрее, чем в современном зале с правильно выполненной негорючей отделкой.
Кроме того, кинотеатры были именно местами, куда люди приходят смотреть фильмы, и надо было сделать так, чтобы их посмотрело больше зрителей. Не надо полагать, что во времена плановой экономики не думали о прибыли. Думали, но думали и о людях - старались сделать место проходным, но без столпотворения. Именно поэтому кинотеатры имели сквозной проход - после фильма человек выходил с другой стороны и не сталкивался с людьми, пришедшими на другой фильм. Добавим, что пол в зале наклонный, как раз к дверям - даже в темноте и панике человек инстинктивно побежит вниз, к спасительной двери. Просто, эффективно, безопасно.
В современных же торговых центрах кинотеатры расположены на вторых, третьих этажах. На первом - обычно магазины. Их не разместишь выше - как иначе подвозить товары? Кроме того, маркетологи рассчитали, что человек, идя в кинотеатр на верхнем этаже, и проходя туда и обратно через магазины этажами ниже, скорее всего, что-то да купит. Сплошная выгода.
И, наконец, последняя, более актуальная для крупных городов, причина строительства ввысь - дороговизна земли. В центре большого города каждый квадратный метр стоит больших денег, места мало. Разместить магазины рядом с кинотеатром, а не под ним, пусть и под одной крышей - не получится физически.
В этом отношении в Пскове всё не так плохо. Те большие одноэтажные, максимум двухэтажные, «сараи», как называют псковичи некоторые торговые центры, оказываются гораздо безопаснее плотно скомпонованных «храмов потребления».
Константин КОЗЛОВСКИЙ.