
Он разделил трагическую судьбу миллионов защитников Отечества - пал в бою, защищая Родину. Жена получила на мужа похоронку еще в 1943 году. В ней стояла дата гибели - 6 ноября 1943 года. Сообщалось о том, что Николай Тихонович Неяскин погиб под Ленинградом и похоронен на дивизионном кладбище в 600 метрах севернее станции Междуречье. До сей поры родственники бойца считали, что именно там покоятся его останки.
На самом деле Николай не погиб тогда, а был ранен, попал в госпиталь. Подлечившись, оказался в военно-пересыльном лагере, откуда его направили воевать снова в родную 128-ю дивизию. Во время Псковской операции, продолжавшейся с 4 по 18 марта 1944 года, дивизии одну за другой бросали на штурм эшелонированной немецкой обороны. Каждая воевала 2-3 дня, после чего её отводили в тыл на переформирование - воевать в ней было уже некому. Попытка пробить «Линию Пантеры» сходу оказалась неудачной. Наши войска продвинулись всего на 1,52 километра, захватив первую линию траншей и освободив деревню Жидилов Бор, но потом отступили.
Останки Николая Неяскина нашли в районе деревни Богданово Псковского района, в траншее. Было это еще в 2017 году. Поисковикам отряда «Обелиск» очень повезло - вместе с останками бойца они нашли две медали «За оборону Ленинграда» и «За отвагу». От первой награды проку мало - она безномерная. Зато на второй стоял номер, по нему и установили личность погибшего бойца. Кстати, медаль эта оказалась почему-то старого образца. Сохранилась в земле идеально - даже цвет колодки. А еще под закруткой медали до нас дошел в идеальном состоянии кусочек гимнастерки.
Выяснение личности бойца заняло много времени, пришлось даже выходить на райвоенкомат. В ходе установления данных вскрылась ошибка: по официальным данным Николай Неяскин воевал в 314-й дивизии - так было написано в донесении о боевых потерях. Этого никак не могло быть, если учесть, что она наступала на немцев севернее Чудского озера и сразу шла на Прибалтику.
Благодаря находке останков другого бойца, Павла Петровича Розова, которые находились в этой же траншее в десятке метров, поисковики установили точную дату гибели Николая Неяскина - 10 марта 1944 года. У Розова тоже нашли медаль «За отвагу» - по ней вычислили его личность, нашли наградной лист, а заодно и донесение о потерях. Согласно ему Розов погиб именно 10 марта 1944 года.
За останками прадеда приехали из столицы его правнуки, двоюродные братья Антон Ефремкин и Михаил Кормилицын. Ребята признались, что вопрос, ехать или не ехать за прадедом, даже не озвучивался. Молодые люди сразу же собрались и отправились в Псков. Увы, о своем прадеде они мало знают - так сложилась жизнь. Однако это нисколько не умаляет их радости и гордости за него. Ребятам есть чем гордиться: прадед погиб в атаке. Его похоронят в родной для них Мордовии, рядом с прабабушкой, которая не смогла поверить в смерть любимого человека и всю жизнь ждала.
Передача останков состоялась на военном мемориале у Дома офицеров.
- Благодаря таким героям, воинам-освободителям, мы живем сегодня. Вечная слава вам, Николай Тихонович, и вечная память. И огромное спасибо поисковикам, выполняющим важнейшую работу по поиску и перезахоронению наших бойцов, - сказал заместитель Главы Администрации Псковского района Геннадий Ранцев.
Руководитель общественной региональной организации «След Пантеры» Геннадий Корольков подчеркнул, что поисковыми отрядами за 25 лет подняты и перезахоронены со всеми почестями на военно-мемориальных кладбищах останки более 17 тысяч наших отцов, дедов и прадедов. Вот только установить личности удалось только 1190 человек.
- В ноябре 1942-го отменили медальоны, у солдата осталась лишь красноармейская книжка, которая не хранится в земле, - уточнил Геннадий Корольков.
- Нам приходится идентифицировать личности бойцов по номерам медалей и орденов, подписным вещам - котелкам, ложкам, бритвенным станкам. Большая радость для нас установить личность бойца, тогда есть шанс найти его родственников.
Александр МИЛЬКА.
province@pskovline.ru
Фото автора.