
В этом году фестиваль стал частью Международных Ганзейских дней в Пскове и собрал рекордное число участников и гостей. В перспективе, по замыслу идеолога и организатора фестиваля, руководителя студии русского современного костюма Алены Ивановой, он может стать самостоятельным масштабным мероприятием с несколькими площадками, показами, концертами, мастер-классами, научно-методической составляющей и выставочно-торговой зоной. Все это есть и сейчас, и за три фестивальных года сложился «базисный костяк» участников. Появился интерес к мероприятию и в других регионах, но, главное, на всю Россию зазвучали имена псковских умельцев - коллекционеров, мастеров национального костюма, меховых изделий и кожевенных дел.

Алена Иванова в дизайнерских вещах на фестивале.
ОТКРЫТИЯ ГОДА
Алена Иванова делится и фееричным открытием этого года: впервые на подиум выставлены модели начинающего дизайнера Анастасии Малайко. Она появилась в Доме ремесел буквально накануне фестиваля со своей... мамой. Дело в том, что девочке едва исполнилось 14 лет, но она уже давно живет интересами мира моды и решилась выставить на всеобщее обозрение комплект современных костюмов для молодежной пары «День и ночь». Задумка, композиция, идея, эскизы, роспись по ткани и даже выбор музыки показа принадлежат девочке, с воплощением помогла мама. Алена Иванова отмечает получившиеся фантазийные образы как вполне зрелые и интересные, и говорит, что девочке, без сомнения, следует развиваться в сфере фэшн-индустрии . Первый же опыт авторского выхода на подиум получился вполне удачным.
Несомненно, запомнился семейный творческий коллектив из Старого Изборска «Тканые одежды» - Ирина и Юлия Белоусовы. Вместе с Лииви и Александром Покровскими они создают новые традиции тканой одежды, известные уже далеко за пределами псковской земли.
Фестиваль получился благодаря участию десятков дизайнеров из разных регионов России и Белоруссии. Развивая прежний опыт, многие участники постарались представить свои показы в виде выступлений фольклорных коллективов и даже театрализованных представлений со множеством интерактивных элементов, вовлекающих в канву праздника всех его гостей. И искусство хоровода изучили отдельно на практике с увлеченным хорово-доводом из Санкт-Петербурга Натальей Шинкаренко.
ПСКОВСКИЙ РАЙОН
Лучшим дизайнером современного костюма в этническом стиле жюри дружно признало костромчанку Ксению Роженко. Ее коллекция «Одежда психологического комфорта» заняла первое место в одноименной номинации. А вот первое место в номинации «Сценический костюм» получила руководитель и, по совместительству, модельер фольклорного коллектива «Карамышевские балагуры» Ирина Жачек. Жюри высоко оценило ее коллекцию костюмов «Деревенская частушка». И это не первый успех дизайнера на «Этномоде».
Вообще творческие силы Дизайнеры обращаются к истокам и черпают вдохновение. Например, мало кому известно, что традиционный псковский сарафан называли в народе «лягуха». И, рассматривая его, мы находим ортопедический крой спинки, предполагающий поддержку прямой осанки. Это же находка! И сегодня такой крой логично использовать, причем не только в сарафанах.

Настя Малайко со своими моделями.
МАША, МЕДВЕДИ И ДРУГИЕ ПЕРСОНАЖИ
Круги под глазами моей собеседницы выдают: шила всю ночь, не могла остановиться в задуманном. У мастеров часто такое бывает. И накануне фестиваля, и в Дни города Пскова, в работе над костюмами для любимых коллективов и просто без праздников. Называется - вдохновение.
А о своих коллегах по цеху - только слова восхищения. Гран-при на фестивале этого года случилось два. У жюри была почти непосильная задача - оценивать столь разные и яркие таланты. Евгения Демидова из Санкт-Петербурга покорила всех коллекцией «Аглицкие сарафаны» в номинации «Костюм для Ганзейских дней». А второй главный приз получил гость из Витебска (Белоруссия) Глеб Богданов. Алена рассказывает, как примеряла костюмы его коллекции и как уютно, гармонично чувствовала себя в них псковитянкой. Художе -ственное валяние заполнило кардиган панорамой старинного города и сразу сделало родным. Стиль мастера - этно-эко-бохо, география коллекций - от Крайнего Севера до Сахары, философия - свобода и отказ от искусственных материалов. Эффект - незабываемый.
Если кто-то из женщин не примерял меховых жилетов от Светланы Шумейко, то даже не представляет, что такое комфорт. Алена - примеряла. А многие ли псковичи знают Алексея Обухова - земляка, изобретающего и делающего вручную массу интересных вещей - картфолдеры, бифол-деры, сумочки, клатчи, кошельки и другие модные аксессуары и детали одежды из кожи? Получается, конечно, подороже, чем товар массового китайского производства, но, однажды столкнувшись с хорошим качеством, другого уже не захочешь.
Выставка кукол ручной работы Маши Воробьевой «Псковские медведи», сопровождавшая фестиваль, очень интересные участники из Санкт-Петербурга и Костромы, «шоу-румы» псковских и приезжих мастеров ручной работы - тоже дух фестиваля, фейерверк вдохновения и направление развития в будущем.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото: vk.com/ethno_ fashion_pskov