
- Светлана Николаевна, как изменились цены на потребительском рынке области в первом полугодии?
- За шесть месяцев текущего года цены на потребительском рынке Псковской области выросли на 2,2%. Больше всего подорожали услуги – на 3%, непродовольственные товары – на 2,4. Меньше всего выросли цены на продовольственные товары - на 1,5%.
- В первую очередь население интересуют цены на продукты и услуги ЖКХ. Какие из них подорожали больше всего?
- Из продовольственных товаров больше всего подорожала плодоовощная продукция, включая картофель. Самый высокий рост цен отмечен на чеснок, свеклу столовую, капусту белокочанную свежую, картофель, морковь, лук репчатый – от 24,1 до 73,7%. Из фруктов значительно подорожали виноград и лимоны – соответственно на 45,4 и 30,4%. Следует отметить, что цены на плодоовощную продукцию находятся под влиянием сезонного фактора. В июне уже началось сезонное снижение цен на отдельные виды овощей и фруктов. Существенно дешевле за месяц стали помидоры, огурцы, капуста белокочанная свежая – от 24,8 до 29,8%.
Из остальных продовольственных товаров подорожали овощные консервы; хлеб и хлебобулочные изделия; молоко; рыба мороженая; макаронные и крупяные изделия; напитки безалкогольные; говядина; кондитерские изделия; фруктово-ягодные консервы; сельдь; варенье, джем, повидло, мёд; филе рыбное мороженое; мороженое; мука - от 3 до 7,4%. Значительно выросли цены на крупы: пшено – на 26%, овсяную и перловую – на 12,8. Из алкогольных напитков значительно подорожало шампанское – на 9,9%.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 1,7%, что ниже среднего уровня роста цен и тарифов на услуги. Больше всего выросла плата за капитальный ремонт - на 4,8%.
- А как изменились цены на непродовольственные товары и услуги?
- Среди наблюдаемых непродовольственных товаров наибольший рост цен отмечен на домашнюю обувь, бельевой трикотаж, медикаменты, металлическую посуду и металлические предметы домашнего обихода, парфюмерно-косметические товары, товары для садоводства, товары для животных, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, табачные изделия, печатные издания – от 3,5 до 14,5%. Автомобильный бензин и легковые автомобили подорожали на 2,5%.
Из услуг больше всего выросли цены и тарифы на услуги организаций культуры, дошкольного воспитания, медицинские, в сфере зарубежного туризма, посреднические и прочие услуги, услуги связи, гостиниц и прочих мест проживания, проезд в междугородном автобусе, санаторно-оздоровительные услуги, экскурсионные, услуги железнодорожного транспорта, телевещания – от 3,9 до 28,2%. Отмечу, что таким видам услуг, как проезд в железнодорожном транспорте, санаторно-оздоровительные услуги, экскурсионные и услуги в сфере зарубежного туризма, услуги гостиниц, присущ сезонный фактор.
Из бытовых больше других подорожали услуги фотоателье, парикмахерских, ремонт, пошив одежды и обуви, ритуальные услуги – от 3,8 до 6%.
- Цены только растут или на какие-то товары и услуги снижаются?
- На отдельные товары и услуги наблюдается снижение цен. Так, в июне текущего года к уровню декабря прошлого года из плодоовощной продукции дешевле стали огурцы свежие – на 28,4 и апельсины – на 21,9%. Снизились цены на яйца куриные – на 28,3; сахар-песок – на 10,6; свинину – на 7,8%. В общественном питании дешевле стал кофе в организациях быстрого обслуживания – на 6,5%.
Среди непродовольственных товаров подешевели телерадиотовары – на 1,6 и бытовые холодильники – на 1%. Отмечено снижение цен на услуги прачечных и абонентскую плату за мобильный интернет на 3,8%.
- А какова ситуация у нас по сравнению с СЗФО и Россией в целом?
- По России в целом потребительские цены за полугодие выросли на 2,5%, по Северо-Западному федеральному округу – на 2,6%, то есть в Псковской области прирост цен был ниже. Среди регионов СЗФО более низкий прирост цен был отмечен только в Вологодской и Новгородской областях, в Архангельской области – на уровне Псковской, в остальных регионах он был выше.
- Не могли бы вы вкратце рассказать, как осуществляется наблюдение за ценами?
- Наблюдение за ценами проводится строго в соответствии с Официальной статистической методологией по наблюдению за потребительскими ценами и расчету индексов цен. Она размещена в свободном доступе на интернет-сайте Росстата (http://www.gks.ru/), и любой заинтересованный пользователь может ознакомиться с ней. Для того, чтобы рассчитать индекс потребительских цен, сначала необходимо зарегистрировать цены.
Процесс по подготовке к сбору ценовой информации включает в себя несколько этапов. Сначала выбираются населенные пункты, в которых организуется наблюдение. Сбор информации о потребительских ценах для расчета индекса потребительских цен (сокращенно - ИПЦ) осуществляется во всех центрах субъектов РФ и выборочно в районных центрах - всего в 283 населенных пунктах (в Псковской области в Пскове, Великих Луках и Острове). Населенные пункты отбираются по принципу постоянного наличия товаров и услуг, входящих в базу расчета индекса цен, численность населения в этих населенных пунктах должна составлять не менее 35% городского населения субъекта РФ.
Далее производится отбор базовых организаций торговли, общественного питания и сферы услуг. Наблюдение за ценами осуществляется также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Как в стационарных торговых заведениях, так и в палатках, киосках. Всего по России обследуется более 71 тыс. организаций (в Псковской области – 957).
И, наконец, отбираются товары (услуги) - представители. Потребительский набор товаров и услуг для наблюдения за ценами и расчета ИПЦ является единым для всех субъектов РФ, и включает в себя товары и услуги, наиболее часто потребляемые населением. Набор остаётся неизменным на протяжении определенного периода времени (не менее года). В настоящее время он включает 510 наименований товаров и услуг. В Псковской области наблюдение за ценами проводится на 498 наименований, так как не все позиции потребительского набора представлены на потребительском рынке. На каждый из них должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок.
- Поясните, пожалуйста, что такое ценовая котировка?
- Это цена товара (услуги), имеющего конкретные потребительские свойства - наименование, производителя, характерные особенности (вид упаковки, вес, сорт, артикул, размер, состав сырья, цвет и другие), зарегистрированная в определенной базовой организации через одинаковый интервал времени. Товары с конкретными потребительскими свойствами отбираются из имеющегося в продаже ассортимента товаров данного наименования, учитывая массовость спроса населения на них и регулярность наличия в продаже в базовой организации. Допустим, в гипермаркете «Семейный Магнит» регистрируется цена на масло сливочное с конкретными потребительскими свойствами: «Масло сливочное Крестьянское, ГОСТ 52969, массовая доля жира 72,5%, высший сорт, в фольге красно-золотого цвета, ОАО «Псковский Гормолзавод», г. Псков, 180 г.». И именно на это масло должны отслеживаться цены минимум в течение года. Так как товары имеют различные расфасовки по весу, количеству, все цены пересчитываются в требуемые единицы измерения. Так обеспечивается сопоставимость цен для достоверного расчета средних цен и индексов потребительских цен.
- Какова технология сбора информации по ценам?
- Сбор данных по потребительским ценам проводится специалистами территориальных органов госстатистики, которые лично посещают базовые организации. Информация о ценах заносится непосредственно в планшетные компьютеры или мобильные устройства. Каждый специалист имеет соответствующее удостоверение. Регистрация цен проводится в определенный промежуток времени ежемесячно по полному списку набора и еженедельно по ограниченному кругу товаров и услуг. Ежемесячно по области регистрируется более 7000 тысяч ценовых котировок.
Технология сбора и обработки информации по ценам за весь период их наблюдения постоянно совершенствовалась. В начале 90-х годов, когда только была организована работа по регистрации цен, наши специалисты ходили с блокнотами и записывали цены, затем вручную заносили их в компьютеры для дальнейшей обработки. В 2000 году был осуществлен прорыв - переход на безбумажную технологию сбора информации по ценам с помощью мини-компьютеров. В 2015 году технология сбора и обработки информации по ценам изменилась кардинально. Был введен в действие аппаратно-программный комплекс регистрации цен (АПК РЦ), в 2017 году – более совершенный комплекс - web-приложение АПК РЦ. Преимущества новых технологий очевидны - осуществляется централизация сбора данных в едином хранилище федерального уровня, в любой момент времени все специалисты, принимающие участие в данной работе, могут увидеть единую картину данных. Есть возможность доступа к приложению АКП РЦ из любой точки, имеющей доступ к сети Интернет, с любого устройства, имеющего определенный браузер. Новые технологии способствуют совершенствованию сбора информации, повышается качество и скорость сбора данных.
Работа по регистрации цен постоянно находится на особом контроле, так как от качества собранной информации зависит правильность расчета индекса потребительских цен, величины прожиточного минимума и других социально значимых показателей.
Виктория ПАВЛОВА.