Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:30

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №30 (9934), 31/07/2019

Почем картофель и как статистика считает индекс потребительских цен

На вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель руководителя Псковстата Светлана СИНЮК.

- Светлана Николаевна, как изменились цены на потребительском рынке области в первом полугодии?

- За шесть месяцев текущего года цены на потребительском рынке Псковской области выросли на 2,2%. Больше всего подорожали услуги – на 3%, непродовольственные товары – на 2,4. Меньше всего выросли цены на продовольственные товары - на 1,5%.

- В первую очередь население интересуют цены на продукты и услуги ЖКХ. Какие из них подорожали  больше всего?

- Из продовольственных товаров больше всего подорожала плодоовощная продукция, включая картофель. Самый высокий рост цен отмечен на чеснок, свеклу столовую, капусту белокочанную свежую, картофель, морковь, лук репчатый – от 24,1 до 73,7%. Из фруктов значительно подорожали виноград и лимоны – соответственно на 45,4 и 30,4%. Следует отметить, что цены на плодоовощную продукцию находятся под влиянием сезонного фактора. В июне уже началось сезонное снижение цен на отдельные виды овощей и фруктов. Существенно дешевле за месяц стали помидоры, огурцы, капуста белокочанная свежая – от  24,8 до 29,8%.

Из остальных продовольственных товаров подорожали овощные консервы; хлеб и хлебобулочные изделия; молоко; рыба мороженая; макаронные и крупяные изделия; напитки безалкогольные; говядина; кондитерские изделия; фруктово-ягодные консервы; сельдь; варенье, джем, повидло, мёд; филе рыбное мороженое; мороженое; мука - от 3 до 7,4%. Значительно выросли  цены на крупы: пшено – на 26%, овсяную и перловую – на 12,8. Из алкогольных напитков значительно подорожало шампанское – на 9,9%.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 1,7%, что ниже среднего уровня роста цен и тарифов на услуги. Больше всего выросла плата за капитальный ремонт - на 4,8%.

- А как изменились цены на непродовольственные товары и услуги?

- Среди наблюдаемых непродовольственных товаров наибольший рост цен отмечен на домашнюю обувь, бельевой трикотаж, медикаменты, металлическую посуду и металлические предметы домашнего обихода, парфюмерно-косметические товары, товары для садоводства, товары для животных, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, табачные изделия, печатные издания – от 3,5 до 14,5%. Автомобильный бензин и легковые автомобили подорожали на 2,5%.

Из услуг больше всего выросли цены и тарифы на услуги организаций культуры, дошкольного воспитания, медицинские, в сфере зарубежного туризма, посреднические и прочие услуги, услуги связи, гостиниц и прочих мест проживания,  проезд в междугородном автобусе, санаторно-оздоровительные услуги, экскурсионные, услуги железнодорожного транспорта, телевещания – от 3,9 до 28,2%. Отмечу, что таким видам услуг, как проезд в железнодорожном транспорте, санаторно-оздоровительные услуги, экскурсионные и услуги в сфере зарубежного туризма, услуги гостиниц, присущ сезонный фактор.

Из бытовых больше других подорожали услуги фотоателье, парикмахерских, ремонт, пошив одежды и обуви,  ритуальные услуги – от 3,8  до 6%.

- Цены только растут или на какие-то товары и услуги снижаются?

- На отдельные товары и услуги наблюдается снижение цен. Так, в июне текущего года к уровню декабря прошлого года из плодоовощной продукции дешевле стали огурцы свежие – на 28,4 и апельсины – на 21,9%. Снизились цены на яйца куриные – на 28,3; сахар-песок – на 10,6;  свинину – на 7,8%. В общественном питании дешевле стал кофе в организациях быстрого обслуживания – на 6,5%.

Среди непродовольственных товаров подешевели телерадиотовары – на 1,6 и бытовые холодильники – на 1%. Отмечено снижение цен на услуги прачечных  и абонентскую плату за мобильный интернет на 3,8%.

- А какова ситуация у нас по сравнению с СЗФО и Россией в целом?

- По России  в целом потребительские цены за полугодие выросли на 2,5%, по Северо-Западному федеральному округу – на 2,6%, то есть в Псковской области прирост цен был ниже. Среди регионов СЗФО более низкий прирост цен был отмечен только в Вологодской и Новгородской областях, в Архангельской области – на уровне Псковской, в остальных регионах он был выше.

- Не могли бы вы вкратце рассказать, как осуществляется наблюдение за ценами?

- Наблюдение за ценами проводится строго в соответствии с Официальной статистической методологией по наблюдению за потребительскими ценами и расчету индексов цен. Она размещена в свободном доступе на интернет-сайте Росстата (http://www.gks.ru/), и любой заинтересованный пользователь может ознакомиться с ней. Для того, чтобы рассчитать индекс потребительских цен, сначала необходимо зарегистрировать цены.

Процесс по подготовке к сбору ценовой информации включает в себя несколько этапов. Сначала выбираются населенные пункты, в которых организуется наблюдение. Сбор информации о потребительских ценах для расчета индекса потребительских цен (сокращенно - ИПЦ) осуществляется во всех центрах субъектов РФ и выборочно в районных центрах - всего в 283 населенных пунктах (в Псковской области  в Пскове, Великих Луках и Острове). Населенные пункты отбираются по принципу постоянного наличия товаров и услуг, входящих в базу расчета индекса цен,  численность населения в этих населенных пунктах должна составлять не менее 35% городского населения субъекта РФ.

Далее производится отбор базовых организаций торговли, общественного питания и сферы услуг. Наблюдение за ценами осуществляется также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.  Как в стационарных торговых заведениях, так и в палатках, киосках. Всего по России обследуется более 71 тыс. организаций (в Псковской области – 957).

И, наконец,  отбираются товары (услуги) - представители. Потребительский набор товаров и услуг для наблюдения за ценами и расчета ИПЦ является единым для всех субъектов РФ, и включает в себя товары и услуги, наиболее часто потребляемые населением. Набор остаётся неизменным на протяжении определенного периода времени (не менее года). В настоящее время он включает 510 наименований товаров и услуг. В Псковской области наблюдение за ценами проводится на 498 наименований, так как не все позиции потребительского набора представлены на потребительском рынке. На каждый из них должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок.

- Поясните, пожалуйста, что такое ценовая котировка?

- Это цена товара (услуги), имеющего конкретные потребительские свойства - наименование, производителя, характерные особенности (вид упаковки, вес, сорт, артикул, размер, состав сырья, цвет и другие), зарегистрированная в определенной базовой организации через одинаковый интервал времени. Товары с конкретными потребительскими свойствами отбираются из имеющегося в продаже ассортимента товаров данного наименования, учитывая массовость спроса населения на них и регулярность наличия в продаже в базовой организации. Допустим, в гипермаркете «Семейный Магнит» регистрируется цена на масло сливочное с конкретными потребительскими свойствами: «Масло сливочное Крестьянское, ГОСТ 52969, массовая доля жира 72,5%, высший сорт, в фольге красно-золотого цвета, ОАО «Псковский Гормолзавод»,  г. Псков, 180 г.». И именно на это масло должны отслеживаться цены минимум в течение года. Так как  товары имеют различные расфасовки по весу, количеству, все цены  пересчитываются в требуемые единицы измерения. Так обеспечивается сопоставимость цен для достоверного расчета средних цен и индексов потребительских цен.

- Какова технология сбора информации по ценам?

- Сбор данных по потребительским ценам проводится специалистами территориальных органов госстатистики, которые лично посещают базовые организации. Информация о ценах заносится непосредственно в планшетные компьютеры или мобильные устройства. Каждый специалист имеет  соответствующее удостоверение. Регистрация цен проводится в определенный промежуток времени ежемесячно по полному списку набора и еженедельно по ограниченному кругу товаров и услуг. Ежемесячно по области регистрируется более 7000 тысяч ценовых котировок.

Технология сбора и обработки информации по ценам за весь период их наблюдения постоянно совершенствовалась. В начале 90-х годов, когда только была организована работа по регистрации цен, наши специалисты ходили с блокнотами и записывали цены, затем вручную заносили их в компьютеры для дальнейшей обработки. В 2000 году был осуществлен прорыв - переход на безбумажную технологию сбора информации по ценам с помощью мини-компьютеров. В 2015 году технология сбора и обработки информации по ценам изменилась кардинально. Был введен в действие аппаратно-программный комплекс регистрации цен (АПК РЦ), в 2017 году – более совершенный комплекс -  web-приложение АПК РЦ. Преимущества новых технологий очевидны - осуществляется централизация сбора данных в едином хранилище федерального уровня, в любой момент времени все специалисты, принимающие участие в данной работе, могут увидеть единую картину данных. Есть возможность доступа к приложению АКП РЦ из любой точки, имеющей доступ к сети Интернет, с любого устройства, имеющего определенный браузер. Новые технологии способствуют совершенствованию сбора информации, повышается качество и скорость сбора данных.

Работа по регистрации цен постоянно находится на особом контроле, так как от качества собранной информации зависит  правильность расчета индекса потребительских цен, величины прожиточного минимума и других социально значимых показателей.

Виктория ПАВЛОВА.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков