
- Владимир Александрович, чем нынешний навигационный сезон отличался от предыдущих?
- Исключительно погодой. Июнь и июль из-за большого количества осадков были не очень благоприятными. Это отразилось на количестве перевезенных пассажиров по расписанию. Меньше перевезли туристических групп. Из-за непогоды многие псковские туристические группы отказались от поездки на острова.
- В какие сроки обычно начинается и заканчивается навигация, чем они обусловлены, кто принимает об этом решение?
- Решение об открытии и закрытии навигационного сезона принимаю непосредственно я как руководитель, вместе с капитанами. Началу навигации должна соответствовать благоприятная погода, должны быть готовы все наши внутренние документы. Официально навигация традиционно начинается 1 мая и завершается после ноябрьских праздников - 4 ноября, хотя в этом году мы навигацию открыли 19 апреля. Продлевать ее нет смысла, так ездят 1-2 человека.
- Какие суда задействовали в нынешнем году?
- Все три наших судна - «Талабск», «Ян Залит» и «Иван Белов». Все они относятся к одному проекту КС-110, но последние два более новые, 30-местные. Это уже не маломерные суда, а большие пассажирские катера, для которых нужны свои капитаны. «Талабск» - десятиместный, относится к маломерным судам. Все они комфортабельные, полностью отвечающие всем требованиям безопасности пассажирских перевозок. Для больших пассажирских судов вообще нет ограничений на Псковском озере.
- Отменялись рейсы?
- За всю навигацию не был отменен ни один рейс. Какие-то поломки изредка случались, но они не были существенными, поэтому никак не отразились на пассажирах. Из-за погоды тоже не отменялись рейсы, максимум задерживались минут на 10-15, пока пройдет шквал.
- Уровень воды достаточен для судоходства?
- Не просто достаточный, а большой, не характерный для осени как для озера, так и для реки. В начале навигации мы опасались того, что уровень будет малым, но наши опасения не подтвердились.
- Сколько пассажиров перевезла судоходная компания в этом году?
- Порядка 13 500 человек. С каждым годом пассажирский поток возрастает, но так продолжаться постоянно не будет. Когда-то мы выйдем на определенный постоянный уровень. Увеличение число пассажиров, на мой взгляд, обусловлено еще и тем, что люди, обращаясь в нашу компанию, выбирают безопасность и комфорт. Немаловажное значение имеет своего рода бонус: люди не просто перемещаются из точки А в точку Б, а имеют возможность выйти на палубу во время пути и полюбоваться местными красотами, пофотографироваться.
- Большая часть пассажиров - это местные жители или туристы?
- В этом году на рейсах по расписанию ездило меньше людей, в прошлом, наоборот, больше.
Зато нынче больше осуществили коммерческих рейсов - речь о групповых перевозках.
- У людей есть возможность взять с собой не только ручную кладь, но и более тяжелый груз, домашних питомцев?
- Люди везут все что угодно, домашние вещи, стройматериалы. Это мешает остальным пассажирам, да и, вообще, не совсем правильно. Недавно мы запустили грузовое судно, и теперь ограничим перевозку больших грузов пассажирским транспортом. Что касается домашних питомцев, то их перевозим по общим правилам пассажирских перевозок. в основном люди везут кошек и собак, но нечасто.
- Удобно составлено расписание?
- Нынешнее расписание составлено много лет назад, к нему все привыкли, так как оно наиболее оптимально. В субботу, на летний период, добавили вечерний рейс. В будущем году добавим рейс между островами на 12.00-12.30, чтобы приезжающие на отдых рейсом на 10.00 имели возможность посетить оба острова.
- Стоимость проезда по карману среднестатистическому пассажиру?
- Пассажирские перевозки не окупают себя, поэтому дотируются из бюджета Псковского района. Пассажиру одна поездка обходится в 300-350 рублей. Много это или мало, если чашка кофе в псковских кафе стоит 200-250 рублей?
- Насколько комфортны для пассажиров площадки ожидания в деревне Малая Толба и на самих островах?
- В них нет излишеств, но от дождя и ветра они укрывают. Везде есть аншлаги с расписанием и контактами.
- Навигационный сезон завершается. Что дальше?
- Суда подняты на берег. После этого начнется их подготовка к зимовке - речь идет о приборах, механизмах, аварийно-спасательном имуществе. Все переводим на зимний вариант хранения. Какое-то время еще походит новое техническое - грузовое судно «Чайка». На нем стоит подвесной лодочный мотор, который не так зависит от заморозков. Оно меньше в размерах, легче по весу, поэтому его можно поднять в любой момент. В будущем году «Чайка» будет перевозить грузы по заявкам.
- Хотелось бы услышать несколько слов о тех, благодаря кому мы имеем возможность безопасно и комфортно ездить на острова...
- Хочется отметить всю нашу небольшую, но профессиональную, дружную команду. Это капитаны-механики Юрий Эдуардович Шевелкин, Олег Алексеевич Кузьмин, старшие помощники капитана - первые помощники механика Геннадий Михайлович Лашкин, Олег Николаевич Пегасов, Виталий Борисович Павлов, Михаил Викторович Михайлович. Все эти люди трудятся добросовестно, с полной отдачей. Благодаря им у нас навигация прошла ровно. Ровно - значит хорошо, безопасно, без эксцессов и сенсаций.
Александр МИЛЬКА
Фото из группы в ВК «Водные пассажирские перевозки «Колхоз им.Залита».
province@media-60.ru