
10 маршрутов
Кандидат искусствоведения Тамара Шулакова, будучи горячим популяризатором мелетовских фресок и иных незаслуженно умалчиваемых сокровищ псковской культуры, в свое время разработала целый пакет возможных туристических маршрутов (порядка десяти!), охватывающих Псковский и соседний Порховский административные районы. Многие из предлагаемых искусствоведом маршрутов, словно в ожерелье, нанизывают на себя жемчужины Карамышевской волости, и среди них самыми яркими достопримечательностями остаются церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Мелетово с фресками 1465 года и древнее Виделебье – родина трех известных псковских святых с уникальной церковью Николы Чудотворца середины XVI века.
«Псков – Мелетово – Карамышево – Виделебье – Псков» – самый протяженный из предлагаемых искусствоведом маршрутов как для светских туристов, так и для паломнических экскурсий. Однодневный тур предполагает знакомство с мелетовскими храмами и фресками, посещение Карамышевского культурного центра и знакомство с деревней Виделебье. К сожалению, туристическая инфраструктура как таковая на маршруте отсутствует, но ее восполняют качество и глубина впечатлений, а также посещение культурно-исторического центра села Карамышево, где туристов всегда готовы не только насытить информацией, знаниями и соприкосновением с историей, но и обогреть, напоить горячим чаем, а если повезет, то и повеселить народными песнями.
Методист по туризму ПРЦК Псковского района Татьяна Павлова, часто лично принимающая разные группы приезжих в культурно-историческом центре, отслеживая поток и запросы туристов, отмечает широкий диапазон их вкусов и направленности интересов: каждый едет за своим, но все хотят погрузиться в историю, прикоснуться к истокам духовности, получить новую, важную для себя информацию.
Центр
Библиотечный фонд центра хранит много редких книг и автографов авторов, предметы старины создают атмосферу погружения как минимум в прошлый век, а отдельное помещение крестьянской избы с красным углом и рабочей русской печью поможет и пирогами горячими гостей порадовать, и целый квест по загадкам предметов прошлого организовать. Кроме того, здесь проводят много тематических мероприятий и ежегодные Карамышевские исторические чтения, на которые обязательно приезжает из Санкт-Петербурга и Олег Карамышев – ученый, прямой потомок местных помещиков.
Есть в культурно-историческом центре и несколько великолепных копий мелетовских фресок, выполненных под руководством академика, профессора живописи Александра Крылова его ученицей Марией Крючковой, причем – в то время, когда краски росписи по сухой штукатурке в мелетовском храме были ярче, чем сегодня. Тут же есть фотоэкспозиция фресок, подаренная центру художниками-реставраторами Московского центра имени Грабаря. Так что, если кто из стихийных туристов решит повидать мелетовские сокровища, не зная о необходимости предварительного согласования с Псковским музеем-заповедником и хранителем Успенской церкви, внутрь храма он, конечно, не попадет, но увидеть фрагменты его стеновой росписи сможет в Карамышево, в Историко-культурном центре села.
Татьяна Павлова вспоминает, что однажды вот так стихийно приехали из Питера студенты – будущие архитекторы, так они даже пешком отправились из Карамышево в Мелетово, чтобы познакомиться с архитектурой белокаменного храма псковской архитектурной школы Успения Пресвятой Богородицы, XIV века, и стоящим рядом храмом Пресвятой Троицы, начала ХХ века, выполненного в псевдорусском стиле, из красного кирпича, ожидающим своей очереди на внимание реставраторов.
Путь из Карамышево в Мелетово неблизкий – около 16 километров. Но у паломников есть убеждение, что когда путь к святыне сопряжен с преодолеваемыми трудностями, тогда и награда – выше, и результат – ощутимее.
В путь!
Отправляться по святым местам в качестве паломника гораздо интереснее и полноценнее, чем просто в качестве туриста, интересующегося историей и архитектурой. Ведь в первом случае к общим впечатлениям плюсуются и духовные знания, и опыт, а инфраструктурные несовершенства становятся неважны. И в этом смысле карамышевские маршруты Татьяны Шулаковой уже сегодня – вполне рабочие.
Настроиться на путешествие в духовном ключе и благословиться в путь можно прямо в Карамышево – в храме святого Иоанна Кронштадтского, тоже очень интересном. Церковь была построена в 2000 году на базе одноэтажного здания бывшего книжного магазина и сегодня известна на всю область благодаря трудолюбию и изобретательности своего настоятеля – священника Владимира Безручкина. Его стараниями в ходе реконструкции к зданию были пристроены алтарь и колокольня, создана автономная система электро- и водоснабжения, церковь снабжена теплоаккумуляторным обменником. Планируется возведение купола.
Батюшка оборудовал церковь светодиодной подсветкой, а колокольный звон доверил компьютерной программе. С колокольни храма святого Иоанна Кронштадтского доносятся мелодии лучших звонарей России. Внимание местных жителей и проезжающих привлекает электронное табло на храме. На нем сменяют друг друга молитвы, заповеди и объявления о церковных праздниках. Кроме того, на фасад настоятель установил аудиосистему, теперь на территории храма звучат песнопения и запись ангельских голосов с горы Афон. А в притворе сам же иллюстрировал жизнь праведников и посмертную участь грешников – по «Мытарствам блаженной Феодоры».
Смотрим в Мелетово
С мелетовским чудом наши читатели встречались совсем недавно – в «Псковской провинции» № 37 от 24 сентября 2025 года опубликовано большое интервью с научным сотрудником Псковского музея-заповедника и хранителем мелетовского храма Ириной Мельниковой об уникальности фресок и особенностях их реставрации.
Если вы отправляетесь целенаправленно к фрескам и желаете видеть их воочию, не в репродукциях, имеющихся в культурно-историческом центре села Карамышево, а на стенах реставрируемого белокаменного храма, без согласия музея и участия Ирины Мельниковой просто не обойтись. И рассказать Ирина может не только о непреходящем значении мелетовских фресок, но и об уникальных сюжетах, представленных на них и обусловленных духовными книгами и историческими событиями того времени, когда ныне крошечная и почти вымершая деревенька была крупным пограничным населенным пунктом Псковской вечевой республики; об особенностях работы команды живописцев, указывающих на их множество и авторские особенности; о псковской иконописной школе и традиционных красках, получаемых из местных материалов и обеспечивающих поражающее специалистов несчетное множество оттенков.
Успенская церковь была расписана в 1465 году по заказу псковских посадников, причем был украшен не только интерьер храма, но и внутренние стены притвора. Древняя живопись в интерьере представляет собой стенопись по сухой штукатурке. Предполагается, что церковь расписывала артель из 6-7 мастеров-универсалов, хорошо знакомых помимо монументальной живописи и с техникой иконописи и книжной миниатюрой: об этом говорят различия в написании отдельных сюжетов.
Уникальны и сами иконографические сюжеты, которые почти не встречаются в других храмах. Это «Ант-скоморох», «Галла Милостивая», «Птица неясыть, питающая птенцов своей плотью», «Христос несет благоразумного разбойника в рай», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», «Свирепый единорог и мера царям» и другие. Фрески опираются на источники древнехристианской византийской литературы и современные настроения, бытовавшие в обществе того времени: перекликаются с темами сохранения суверенитета и охраны границ, свидетельствуют о борьбе с ересями и ожидании конца света.
Храм Пресвятой Троицы 1914 года в псевдорусском стиле с элементами модерна удивляет внешней красотой, уникальностью крестообразных, в разных уровнях расположения световых потоков внутри (их, увы, из-за неполной сохранности стен пока можно только представлять) и острой востребованностью в Мелетово в начале прошлого века столь большой церкви рядом с уже имеющейся и не вмещавшей местных прихожан.
Погост у храма – старое кладбище, на котором тоже следует остановить свое внимание. Помимо нескольких известных фамилий здесь есть свидетельство подвига времен Великой Отечественной войны – могила признанной Праведницы мира Пелагеи Григорьевой: в годы оккупации простая крестьянка под угрозой собственной смерти спасла жизнь еврейского мальчика. Ребята из театральной студии «Коромысло» при культурно-историческом центре по этой истории поставили документальную театрализованную композицию «Была война в моей деревне».
Путешествуя по Карамышевской волости, невозможно не думать о судьбах жителей оккупированных псковских деревень, большинство из которых при отступлении врага пострадали от тактики выжженной земли. Буквально в двух километрах от Карамышево в сторону Мелетово расположена деревня Пикалиха, 180 жителей которой были заживо сожжены фашистами в феврале 1944 года.
Родина трех святителей
Следующий пункт нашего маршрута – деревня Виделебье, родина трех знаменитых святых: преподобного Евфросина (Елеазара) – основателя Спасо-Елеазаровского монастыря, преподобного Никандра (Никона) Псковского – основателя Никандровой пустыни и его брата – преподобномученика Трифона Городецкого.
Прикоснуться к этой истории можно в замечательном своей подлинностью храме Николая Чудотворца ХVI века, где в детские годы молились эти святые. На погосте близ центральной апсиды храма находится место захоронения родителей Никандра-пустынножителя.
Интересна и легенда о происхождении названия деревни Виделебье. Она гласит, что давным-давно один из местных жителей заблудился в лесу. Вый-дя к реке, он пошел вдоль нее, как вдруг он увидел какой-то нереальный белый свет, исходящий от воды. Когда крестьянин очнулся от испуга и подошел посмотреть, увидел лежащую на камне икону Николая Чудотворца. Икону он трогать не стал, но рассказал о чуде односельчанам, повторяя при этом, что «видел белое». (Считается, что именно отсюда происходит название Виделебье).
Заинтригованные односельчане пошли в то место, которое им указал крестьянин. Икона лежала на камне. Ее перенесли в деревенский храм, но наутро в храме не обнаружили, а нашли опять на том же камне. Ее снова вернули в храм, но на следующий день история повторилась. Когда то же самое случилось в третий раз, люди поняли, что таким образом икона указывает место, где нужно построить храм во имя Николая Чудотворца. Что и было сделано, о чем оставлена запись в псковской летописи. Именно на том самом месте церковь стоит по сей день.
Никольский храм, который мы можем видеть сегодня, построен в XVI веке на месте более раннего храма, возведенного на берегу реки Черехи в XIV веке. Храм сложен, как водится на Псковской земле, из местного известняка – крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный храм. Увенчан традиционным световым барабаном и луковичной главой. На световом барабане нет привычного псковского орнамента «поребрик – бегунец – поребрик», но есть пояс из уступчатых полукруглых ниш с зелеными поливными изразцами, под которым находится керамический пояс с храмо-зданной надписью, выполненной вязью в ХVI веке.
Храм имеет два придела. Северный, Покровский придел, пристроен в середине XIX века. Примерно тогда же перед храмом была построена и столпообразная колокольня. Южный придел, освященный во имя Казанской Божьей Матери, был построен в самом начале ХХ века в технике валунной кладки.
Из прежнего богатого внут-реннего убранства в церкви Николы сохранился сборный четырехъярусный иконостас середины XIX века. Он выполнен в виде сплошной стены и завершается тремя иконами грушевидной формы с деревянными крестами в навершии, над центральной иконой крест с живописным изображением Распятия. На карнизе помещены коленопреклоненные резные фигурки ангелов. Иконостас украшен резьбой со следами левкаса и позолоты, особенно сосредоточенной на Царских вратах и карнизах. Иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов, увы, сильно загрязнены и со значительными осыпями красочного слоя. При этом храм исполнен благодати и дышит надеждой на возрождение.
Во всяком случае, туристы и паломники регулярно бывают в Веделебье.
Новомученики
Дворцы – деревня в Карамышевской волости в трех километ-рах к востоку от Карамышево и в 40 километрах к востоку от центра Пскова – место почитания еще двух псковских святых: пресвитера Александра Любимова и дьякона Владимира Двинского. Они стали одними из первых псковских священников, пострадавших в богоборческих гонениях 1918 года. Канонизированы в 2003 году.
В начале прошлого века на этом месте был погост Полонск и церковь святого пророка Илии. 10 сентября 1918 года оба священнослужителя были арестованы по доносу. После короткого допроса отделом Петроградской ЧК они были приговорены к расстрелу. В исполнение приговор был приведен немедленно, в роще за Полонским погостом. В 1930-х годах была уничтожена и Ильинская церковь. Сейчас на месте у погоста находится деревня Дворцы.
На месте гибели священномученников потомки Двинского установили поклонный крест. И это – часть нашей истории.
Ася Замараева
Фото: yandex.ru
province@media-60.ru