
Востребована в профессии
Ирина Васильевна в настоящее время трудится олигофренопедагогом в бюджетной организации, специализируясь на коррекции интеллектуальных нарушений у детей: умственной отсталости, задержки психического развития, психоречевого развития. То есть, работает с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
– Имея соответствующее образование и многолетний опыт, при этом получая небольшую зарплату, я задумалась о собственном деле, – пояснила Ирина Малышева. – Что-то изобретать и придумывать в новых для себя сферах мне не захотелось. Жалко оставить свою профессию, которой отдала много лет. Тем более, я люблю и знаю свою работу. Вот и приняла решение попробовать работать по профилю на себя.
Толчком для Ирины Васильевны стала возможность получить государственную поддержку на стартап, о которой она узнала из рекламы.
– Для меня это был серьезный шаг, на который я решилась не сразу. Потребовалось время на раздумья и силы, чтобы собраться. Одно дело работать в организации – это стабильность, но со скромной зарплатой, и совсем другое, когда заработок целиком зависит от тебя. Плюсов в выходе из зоны комфорта я увидела для себя больше. При этом сложности, нюансы работы на результат и ответственность остаются такими же. Важно не останавливаться, в жизни всегда нужно идти вперед.
Заинтересовать ребенка
Случаи, с которыми приходиться сталкиваться в работе Ирине Васильевне, обычно типичные, но в каждом свои нюансы.
– Родители начинают обращать внимание на то, что их ребенок в общеобразовательном классе начальной школы перестал усваивать школьную программу. Например, допускает много ошибок при письме, техника чтения у него намного ниже, чем у сверстников. В более раннем возрасте это может быть педагогическая запущенность из-за того, что родители не уделяли должного внимания развитию своего малыша. Или он не посещал детский сад, потому не имеет представления о поведении в коллективе. Моим маленьким клиентам, как правило, от 3 до 10 лет, и они нуждаются в адаптации к жизни в социуме, в воспитании и привитии необходимых социальных навыков.
По словам нашей собеседницы, если родители понимают необходимость оказания ребенку помощи, тогда дополнительных проблем не возникает. А если не слышат специалиста, а то и вовсе игнорируют его, тогда все становится непросто. Что же касается самих детей, то с ними при умелом подходе работать несложно. И начинается все с обследования на память, внимание и так далее.
– Важно увлечь ребенка интересными заданиями, игровой формой занятий, создать атмосферу успеха, – делится подходами к работе наша собеседница. – В каждом я вижу личность с индивидуальными возможностями, но особыми темпами обучения. Это создает прекрасный мотивирующий эффект. А педагогический оптимизм и готовность к эмоциональным нагрузкам позволяют свернуть горы. Здорово, когда видишь результат своей работы!
Работа в связке
Как отметила Ирина Малышева, коррекционная работа в каждом случае требует индивидуального планирования. Для этого в зависимости от ситуации требуется сформировать полноценную коммуникативную речь у ребенка, стимулировать высшие функции психики – мышление, память, произвольное внимание. Нужно развить у ребенка навыки и умения, характерные для его возраста, максимально скорректировать отставание в развитии.
– За несколько занятий успех не придет, – поясняет Ирина Васильевна. – Например, ко мне ходил мальчик, который изначально должен был учиться в коррекционном классе. Занимались с ним два года, и в итоге он пошел в обычную общеобразовательную школу. Обычно достаточно годовой программы, чтобы вывести ребенка на новый уровень. Все это требует усердия и старания не только специалиста, но и самого ребенка, а еще его родителей. Это работа в связке.
Родители всегда интересуются, а что дальше? Потребуется ли в будущем поддержка специалиста? Ирина Малышева всегда отвечает, что многое зависит от самого ребенка, учителей, опять-таки, семьи. Если ему понравиться учиться в школе, то все сложится хорошо.
И психолог тоже
Что интересно, решив изменить свою жизнь, Ирина Васильевна приняла важное для себя решение – получить еще одно образование, но уже в сфере психологии. Это позволит ей выйти на новый, более комплексный и глубокий уровень помощи детям. Не просто использовать в практике дополнительные методики, более информационные тесты, а уже применять приемы психолога.
– Умственная отсталость – диагноз сложный, многогранный, не сводящийся к «человеку с низким IQ». Это особое нарушение, возникающее по самым разным причинам: от генетических особенностей и перенесенных в раннем детстве заболеваний до неблагоприятных условий в семье. И психолог тут – не тот, кто «лечит ум», а тот, кто помогает человеку выстроить мостик к окружающему миру, к самому себе. Инструментами для этого служат коррекционные занятия, игровая терапия, семейная психология, арт-терапия.
Ситуация усугубляется
По мнению Ирина Малышевой, конкуренция есть в любой сфере, но если есть четкое понимание того, чего ты хочешь получить в итоге, бояться ее не стоит.
– На сегодняшний день в Пскове и Псковском районе ситуация такова, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется логопедическая, психологическая помощь дефектолога, не просто не становится меньше, а наоборот, увеличивается, – отмечает специалист. – Об этом говорит и официальная статистика. Причин тому много. Одна из них – наш мир поменялся, усложнились требования к детям в школе. Конкретный пример этому: в первый класс ученик должен прийти уже подготовленным, с определенным багажом знаний и умений.
Положительные впечатления
Материальная поддержка государства стала реальной помощью Ирине Васильевне в открытии своего дела. Самостоятельно начать все с нуля, опираясь исключительно на свои возможности, ей было не под силу, ведь на это требуется большая сумма денег.
– Впечатления от общения со специалистами соцзащиты остались хорошими – это грамотные, доброжелательные люди, располагающие к себе. Все непонятные моменты разъясняли, к тому же, всегда можно было позвонить по телефону и получить исчерпывающий, компетентный ответ, – поблагодарила специалистов соцзащиты за внимательное отношение Ирина Малышева. – Так что работать с этими людьми мне было достаточно комфортно. Что касается непосредственно процедуры сбора необходимых документов, как и в целом написания бизнес-плана, то с этим сложностей не возникло. Повторюсь, если у человека есть цель, и он знает, чего хочет, то все выполнимо. И по срокам все было достаточно быстро.
Кстати, коллеги по работе Ирины Васильевны, узнав о ее затее, поддержали доброе начинание, а одна из них тоже решила последовать этому примеру.
Александр МИЛЬКА
Фото: yandex.dzen.ru
province@media-60.ru