Поначалу все шло хорошо, как было задумано. На машине он миновал Российско-эстонскую границу и направился в Псков. Видеокамера, надежно упрятанная в подголовник водительского кресла, была приведена в рабочее состояние. Теперь оставалось главное: подъехать к областному управлению ФСБ по Псковской области, и, оставив автомобиль на Октябрьском проспекте напротив главного входа, спокойно удалиться. Собственно, на этом этапе шпионская деятельность жителя Пскова и закончилась. Чекисты задержали его с поличным тут же, у машины. О подробностях этой операции и о том, как наши контрразведчики противостоят эстонской спецслужбе, псковским журналистам на пресс-конференции рассказали начальник УФСБ России по Псковской области генерал-майор Георгий Драчев, его заместитель Владимир Прусаков и ветеран контрразведки Валентин Зибницкий.
По словам Георгия Драчева, как только задержание получило широкую огласку шеф шпиона-неудачника, начальник отдела эстонской тайной полиции (КАПО) в городе Тарту Ярве Янек немедленно отрекся от своего агента. Тот, в свою очередь, запираться не стал, все рассказал следствию, чистосердечно раскаялся и сейчас пребывает дома, в уютном семейном кругу.
Как вспоминает Валентин Зибницкий, с момента распада Советского Союза, эстонские спецслужбы сразу стали активно работать против России. Информация, которая их интересует, нужна, конечно, не самой Эстонии, а ее «большому брату». В Псковской области нет научных учреждений, которые занимаются секретными разработками и могли представлять интерес для иностранной разведки, но есть воинские части. Спецслужбы Запада интересует также морально-политическое состояние общества, потому они внимательно отслеживают настроения россиян, и даже легально пытаются на них влиять. В псковском регионе четыре общественные организации получают денежный транш от конгресса США. Одна из них недавно получила материальную поддержку в размере 50 тысяч долларов.
Первые эстонские агенты были задержаны на территории Псковской области уже в конце 90-х годов. Вначале это был Вилли Сонн, интересовавшийся псковским аэродромом, потом Петр Калачев, собиравший информацию о 76-й дивизии. Владимир Прусаков напомнил об офицере-пограничнике Игоре Вялкове, по кличке «Лисенок», шпионившем на эстонскую разведку. Сейчас он отбывает наказание в тюрьме.
Спецслужбы наших соседей стараются отследить тех россиян, которые могут представлять интерес как источники ценной информации. В группе риска находятся чиновники государственной службы, родственники граждан, проживающих в Эстонии. Почти всегда в сети КАПО попадают контрабандисты, промышляющие своим незаконным промыслом на границе, и потому им ничего не остается делать, как соглашаться на сотрудничество. Иначе - срок и тюрьма. И как только «нужные» люди оказываются по каким-то делам в Эстонии, сотрудники тайной полиции берут их в разработку и пытаются завербовать.
Пскович, задержанный с поличным у здания областного Управления ФСБ, такой интерес для КАПО представлял. Во-первых, он раньше служил в Вооруженных Силах и мог сообщить что-то полезное о нашей армии, во-вторых, у него в Эстонии жили родственники, и они в каком-то смысле становились заложниками ситуации как объект шантажа. Эти и, возможно, другие обстоятельства вынудили человека согласиться на вербовку. Тем более что за участие в шпионских играх ему было обещано вознаграждение. По оценкам специалистов, агент был снабжен видеоаппаратурой высокого качества. Теперь она будет храниться в музее ФСБ в Москве. Георгий Драчев заметил, что как бы не изощрялись в КАПО (их руководителей генерал назвал по именам: Рудольф Сааре, Тыну Эрнитс, Мартин Пурра), все равно эстонских агентов ждет неминуемое разоблачение. Выйти на шпионов нередко помогают и звонки от бдительных граждан. Кстати, телефон доверия ФСБ: 66-22-66.
К сожалению, чекистам приходится отражать и внутренние угрозы. К примеру, в тихом Пскове вдруг объявились молодые люди с боеприпасами и оружием. Одни пытались ими торговать, другие, группа из трех человек в возрасте от 17 до 20 лет, хотели взорвать в областном центре административное здание, и собрали для проведения операции солидный арсенал: гранаты, патроны, тротиловые шашки, автомат. Молодых людей не останавливало даже то, что при взрыве могли погибнуть ни в чем неповинные горожане. Эта акция, по словам задержанных, могла стать «пропуском» для их членства в одной из националистических организаций.
Анатолий ТИХАНОВ.
kot@province-pskov.ru.