В кабинет судебных приставов межрайонного отдела по Пскову и Псковскому району, боком, с выражением обиды на лице протиснулся мужчина, жгучий брюнет восточного типа. Он подошел к столу Екатерины Латышевой и обратился к ней с довольно странной для этого учреждения просьбой: дать ему взаймы триста рублей. Сказал, что больше не может питаться «бомжпакетами». А денег на хорошую, калорийную еду у него нет.
Еще вчера пристав Екатерина Латышева описывала имущество этого брюнета. Он задолжал по алиментам в две семьи крупные суммы, хотя был преуспевающим бизнесменом. То, что он перечисляет бывшим супружницам, похоже на подачки: одной, где воспитываются двойняшки, ежемесячно платил по одной тысяче рублей, другой - триста рублей. При осмотре квартиры должника Екатерина Латышева изъяла тысячу рублей, оставленную на шкафу. Мужчина сделал вид, что приставы его обобрали, лишили последнего. И вот явился с ответным визитом, с просьбой «о материальной помощи», просто ради того, чтобы немного покуражиться, а еще, как он наверняка в тот момент думал, поставить приставов на место. Стоя посреди кабинета, он кривил в ухмылке губы и твердил одно и то же:
- Я себя виноватым не считаю… У меня сильно болит сердце...
Не получив, естественно, ни копейки, нагловатый брюнет без тени смущения и довольный собой, удалился. И алименты продолжил платить в прежних размерах. Тогда приставы к нему наведались вторично. В списке описанных вещей значились золотые изделия, телевизор, кожаная куртка, дубленка, жилеты. Брюнет, верный своей привычке, и на этот раз жаловался приставу Надежде Яковлевой на жизнь, упрекал ее в жестокосердии, мол, как она не понимает, что без кожаной куртки он будет мерзнуть и, в конце концов, заболеет.
Надежда Яковлева увидела в шкафу большую коробку с дорогими шоколадными конфетами. «Хотя бы с детьми своими поделились», - заметила она. «Это мои конфеты», - холодно парировал мужчина. Теперь он через суд хочет вернуть вещи из своего порядком поредевшего гардероба, от золотых украшений отказывается, утверждает, что они ему не принадлежат.
В картотеке отдела почти три тысячи мужчин числятся в должниках, 70 злостных алиментщиков объявлены в федеральный розыск. Среди должников представители всех слоев общества: от бомжей до преуспевающих предпринимателей. Всего по Российской Федерации насчитывается более двух миллионов алиментщиков. А ведь как хорошо у всех когда-то начиналось: цветы, признание в любви, робкое «будьте моей женой», фата и белое платье, и вот, наконец, желанный первенец. А потом: «это не мой ребенок», «средств к существованию не имею, алименты платить не могу», «она хотела ребенка, так пускай и содержит его». Некоторые мужчины уже забыли, как зовут их ребенка, дату его рождения не помнят.
Судебный пристав-исполнитель Светлана Семенова застала должника, которого разыскивала больше года, совершенно случайно - у его матери. Больную женщину сын приехал навестить из Санкт-Петербурга, куда уехал на заработки. На вопрос, почему не платит алименты, нерадивый папаша, сделав невозмутимое лицо, ответил, что ждал официального уведомления. Сегодня утром он явился в отдел и выложил приставу новую отговорку, более удивительную и бессовестную: «Ребенок не мой». Платить по счетам ему все равно придется, исполнительный лист уже отправлен по месту работы не признающего родства папаши.
- Он обыкновенный нахал и ведет себя нахально, - Светлана Семенова комментирует этот случай спокойно, она к подобным ответам привыкла.
Ей знаком и другой «нахал», он 14 лет числится в должниках. Его даже приходилось доставлять в отдел в принудительном порядке. Вроде нормальный человек, не бомж, не пьяница, из рабочих. Но несознательный пролетарий почему-то считает, что бывшая жена и ребенок в материальной помощи не нуждаются.
Почти каждый день приставы сталкиваются с разными характерами и такими проявлениями человеческой психологии, которые сразу и объяснить невозможно. Бывшая жена жалуется на мужа, который не платит, якобы алименты. Его вызывают в отдел, человек приходит и приносит квитанции о выплате алиментов. Все претензии к нему, естественно, снимаются. Проходит немного времени, и снова бывшая супруга появляется в отделе с той же проблемой. Ситуация повторяется несколько раз. Приставы считают, что женщина просто хочет потрепать нервы бывшему супругу. Ей никак не смириться с тем, что мужчина завел новую семью и хорошо себя чувствует в этой жизни. А у нее жизнь после развода явно не заладилась, новый брак - под вопросом, материально живет скромно. Вот и решила хоть как-то досадить бывшему супругу.
ЧУЖИЕ ГЕНЫ
«В настоящее время не работаю, состою на учете в наркологии, в дурдоме, о трудоустройстве обещаю сообщить своему судебному приставу. Второй ребенок не от меня, может доказать Серега Р. и его жена. Подпись». Автор объяснительной записки пытается уклониться от оплаты алиментов, выставляя себя обманутым мужем.
Справедливости ради надо заметить, что в подобных историях, некрасивых и стыдных, иногда мужчины все же оказываются правы. Доказать, что любимая жена родила ребенка от другого мужчины при современном уровне науки совсем не сложно, достаточно провести генетическую экспертизу. Один такой случай приставам известен. Скоро в суде будет рассматриваться аналогичное дело. Мужчина не соглашается платить алименты за третьего ребенка, считает, что это не его ребенок. Объясняет свои подозрения тем, что он находился в длительной командировке, и появление младенца не укладывается в необходимые медицинские сроки, чтобы можно было его считать единокровным. Заодно мужчина отказывает в отцовстве и остальным детям.
ЗАПЛАТИ АЛИМЕНТЫ И РЫБАЧЬ
Очень часто приставы-исполнители не знают реального размера заработной платы должника, из которой вычитается фиксированный процент алиментов. По справкам с места работы нерадивого папаши нередко выходит, что он получает копейки. Крайне трудно установить побочные, неофициальные заработки. Туда посылать исполнительный лист просто бесполезно.
Сегодня к Светлане Семеновой приходила женщина. Она после развода стала жить с другим мужчиной, родила еще одного ребенка. А семилетнему сыну ни копейки не платит. Мальчик живет и воспитывается у свекрови. Женщина утверждает, что безработная и платить алименты не имеет возможности. Приставы говорят, что работа у нее есть, но только неофициальная.
Есть разные способы заставить алиментщика заплатить долг. Самый действенный - ограничить в выезде за границу. У Светланы Семеновой в прошлом месяце «невыездными» были объявлены 27 человек. …Недавно Министерство юстиции Российской Федерации опубликовало программу повышения эффективности исполнения судебных решений. В ней предлагается родителей-алиментщиков перевести с процента на твердую сумму алиментов, которую будет назначать суд. У неплательщика, по предложению авторов программы, могут отзывать водительские права или даже приостанавливать профессиональные лицензии. Под запрет могут попасть охота, рыбалка, водные виды спорта. Захочется рыбки половить, иди и заплати алименты.
Анатолий ТИХАНОВ.
kot@province-pskov.ru.