Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 08:32

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №17 (9511), 04/05/2011

Жил-был художник. Один...

Когда зрение начало стремительно гаснуть, и весь предметный мир превратился в бессмысленный набор разноцветных пятен, художник решил уничтожить все свои картины. Он попросил приятеля помочь ему отвести за город картины, и сжечь их где-нибудь на дальнем пустыре. Приятель забил тревогу. Он попросил нас встретится с мастером, о существовании которого не подозревали даже искусствоведы.

 ...Толю Семенова в классе окрестили «фантазером». Он сочинял разные невероятные истории, и потом воплощал их в рисунках. Однажды домой к Семеновым пришел учитель. Он посоветовал родителям отдать ребенка в художественную школу. Мама с готовностью согласилась, отец был категорически против. Он сказал, что художник - это не специальность, что Толя, как и он, станет гидротехником.

Он начал рисовать с семи лет. Самые яркие впечатления детства - дача летом, цветы, детский сад, где впервые сел на лошадь. Еще папу рисовал, потому что редко видел его. Папа, крупный специалист, все время находился в командировках. Он рисовал себя и папу на первомайской демонстрации. Отец нес его на плечах, а в руках счастливый сын держал нарядный шарик. Потом началась финская война. Ленинград - прифронтовой город. Все мальчишки знали, что такое «линия Маннергейма» и доты. Юный художник старательно рисовал извилистую линию окопов, вспышки выстрелов... К сожалению, военная тема не скоро отпустила юное воображение. В блокадном Ленинграде Толя Семенов рисовал мертвый город. Однажды папа на несколько дней  приехал домой. Ему было поручено вывезти в тыл ленинградскую профессуру.

- Мы как-то шли с ним по пустынной зимней улице, впереди нас брел человек, - вспоминает Анатолий Васильевич.- Вдруг, он тяжело падет в сугроб. Мы подошли, папа наклонился, послушал и сказал, что человек мертв.

Он и сейчас не может забыть эту картину с мертвым человеком на пустынной заснеженной улице. Однажды Толя стал свидетелем пожара в общежитии Ленинградского университета, оно загорелось от попадания фугасной бомбы. Пожарные выносили на улицу тела, которые походили на сожженные спички, и складывали их рядами. Он рисовал на папиной чертежной бумаге жуткие блокадные картины, которые после войны раздал по ленинградским музеям.

- Почему вы это рисовали - трупы, холод, разрушенные дома? - Пытаемся мы разобраться в мотивах, которые двигали двенадцатилетним художником.

- Постоянно чувствовал в этом необходимость, - ответил Анатолий Васильевич. - Все, что замечал, переносил на бумагу. Когда под окнами нашего дома появились пленные немцы, расчищавшие от завалов улицу, стал рисовать и их.

В 1943 году сотню подростков из Петроградского района призвали в военно-морские экипажи. В это число попал и Толя. Он служил на «малом охотнике» помощником моториста. Во время авиационного налета становился вторым номером пулеметного расчета. «Охотники» часто уходили к финским берегам с десантом. При высадке на берег часть десанта погибала, часть возвращалась ранеными на корабли. После одного такого рейда, когда «охотники» возвращались в Кронштадт, он простудился и тяжело заболел. Эта болезнь будет не отпускать его многие годы, мешать творчеству, путать планы...

На войне он рисовать не мог. Только смотрел и запоминал. Потом некоторые сослуживцы побывали у него дома: и грозный боцман, которого за густые и лихо закрученные усы прозвали «Тараканычем», и стрелок-радист, и моторист. Молодой художник рисовал их портреты.

- Удивительные были люди. Все деревенские, но по духу, мироощущению - настоящие интеллигенты. Теперь на российских просторах таких людей редко встретишь, - с оттенком грусти и сожаления замечает художник.

Так получилось, что в его обширном портретном цикле нет ни одного псковича. В Пскове он рисовал только Кремль, в разные времена года и с разных точек. Семенов впервые приехал в наш город  в конце 40-х годов из-за проблем со здоровьем. И сразу был очарован архитектурой, особенно Кремлем. Каждый день утром уходил с мольбертом в город. Как-то  к нему подошли две подружки. Одна постояла у мольберта, посмотрела и пошла дальше, другая осталась. Сказала, что тоже любит рисовать. Он попросил ее принести рисунки... Та охотно согласилась, и на следующий день молодые люди снова встретились в Кремле.  Девушку звали Маргарита. Они четыре года переписывались. Анатолий, скучая по любимой, лепил ее изображение из пластилина. Появлялись деньги, бежал на телеграф, заказывал разговор с Псковом. Когда пришло время, Анатолий и Маргарита стали мужем и женой. Жили долго и счастливо. А двадцать лет назад семья переехала в Псков. На следующий день после приезда, еще вещи лежали по всей квартире неразобранными, а он с утра уже отправился рисовать любимый Кремль.

Три года назад Маргарита умерла. Первое время от тоски спасало творчество. Но вскоре стало отказывать зрение, и жизнь превратилась в бессмысленное существование... Он многое успел сделать за свой долгий век: рисовал афиши, иллюстрировал детские книги, занимался глазурной росписью на фарфоровом заводе в Ломоносове. Финны обратили внимание на его работы и попросили дирекцию завода направить Анатолия Семенова в командировку в город Тампере, где они открывали предприятие по расписыванию детских сервизов.

Из прежней жизни у него остались фотографии семьи, форменная фуражка отца, да старинные часы, которые давно остановились на половине второго. Вся его семья на лениградских кладбищах. Мама прожила долго, папа ушел из жизни в войну. Давно не стало тетушек, с которыми он пережил блокаду. Перед войной умер дядя, царский офицер, который командовал полуротой, охранявшей семью Николая II. Душевное успокоение художник находит в беседах с приятелем, бывшим преподавателем пения Валентином Романовичем Канном. Тот и забил тревогу, когда узнал, что друг в отчаянии собрался сжечь картины - пошел в музей и рассказал там о художнике Семенове, а потом позвонил в редакцию «Псковской провинции». Домой к Анатолию Васильевичу приехали искусствоведы. Они удивлялись, почему раньше ничего не знали о том, что в их городе живет такой мастер. Он подарил Псковскому музею-заповеднику 75 своих работ.

Зрение Анатолию Васильевичу Семенову можно восстановить. Его осматривали специалисты медицинского института. На лечение, сказали медики, потребуется 110 тысяч рублей. Таких денег у художника нет. Но есть немалые заслуги перед Отечеством. Когда Анатолий Васильевич попытался робко напомнить о них, один из профессоров заметил, что институт с недавних пор принадлежит бельгийцам, а новые владельцы с заслугами россиян перед своей страной не считаются. И что же теперь делать?

Евгений ПРОХОРОВ.

Фото автора.

 

 

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

РЕПОРТЕР

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков