Были в милиции советской, российской настоящие профессионалы, беззаветно преданные своему призванию – защищать человека, его права, собственность. Должны быть такие профессионалы и в современной полиции. Их опыт, знания, заслуженное доверие окружающих людей будут воспитывать и новых сотрудников полиции.
Куриное дело
В 60-е годы по селам начали строить колхозные курятники. Всю живность из них отвозили в закрома родины, ближайший из которых находился в райцентре. Птица улетала из колхоза, минуя столы сельчан. Однако, не все из них лишали себя удовольствия отведать нежного диетического мяса. Однажды заведующий фермой одного из таких куриных хозяйств поделился с молодым участковым Масловым своими сомнениями:
- Не пойму, что с моими курами творится! Вроде бы ни хорьков у нас нет, ни других хищников, а птица пропадает. Заехал бы, посмотрел...
Приехал участковый, провел «рекогносцировку» местности. Ферму от сельской улицы отделял глинистый пустырь, на нем и трава почти не росла. А на улице в небольшом домике жил вор-рецидивист Василий Роменский - крупный пожилой мужчина с окладистой седой бородой и на деревянной ноге. Это он так решил сократить срок своей последней отсидки: на лесоповале просто отрубил себе ногу по колено. Но досиживать все же пришлось... И вспомнил Анатолий Михайлович, что недавно на полевом стане сын этого инвалида аппетитно кушал курятину. Тогда увиденному особого значения он не придал, да мало ли кто что ест, а сейчас задумался... Поинтересовался у соседей, есть ли в хозяйстве у Роменских куры. «Да откуда им там взяться!?» - удивились те.
Осмотрел пустырь, а в глине - четкие круглые отпечатки от деревяшки Василия. Аккуратно до курятника и обратно. Тропинка еще не протоптана, но тем не менее... Взял Анатолий Михайлович председателя и депутата сельсовета, заручился поддержкой районного начальства и пошел к Роменскому с обыском. В доме – ни косточки, ни перышка, зато в погребе... Там нашлась целая бочка засоленной курятины. «Запасливым» мужиком оказался Роменский, за что в итоге и поплатился.
Правда, преступление к категории особо тяжких не относилось. И любитель диетического продукта отсидел два года под Барнаулом в колонии. А когда вернулся в село, при встрече с участковым беззлобно сострил:
- Ну, начальник, ты молодец! Вишь, как получилось: я в курятник нырнул, а «на зоне» вынырнул...
Странное самоубийство
В одном из лесозаготовительных хозяйств Палкинского района Псковской области как-то похитили дорогое лесопогрузочное устройство «Фискар». Палкинские опера его искали очень долго. В конце концов, нашли и вернули владельцам. Но злоумышленники при этом остались неизвестными. Прошло время. И вот вызывает его руководство и дает задание - выехать вместе со старшим оперуполномоченным Валентином Михайловичем Ваняном в Палкинский район. Там в одной из деревушек опять тот же «Фискар» увели и при этом убили сторожа.
Тело его обнаружили метрах в двухстах от пилорамы. Сторожа зверски забили монтировкой. А в сторожке - записка. В ней мужчина сообщает, что решил покончить с собой. Странный, согласитесь, способ самоубийства... Да и человек он был вполне вменяемый. Кстати, бывший милиционер.
Почти месяц искали убийцу и «Фискар». Опросили множество людей. С Анатолием Михайловичем палкинцы уже на улицах здороваться начали. И тут один местный житель вспомнил, что некий школьник попросил у него набор гаечных ключей. Зачем - не знает, но не для разборки ли того устройства? Отыскали этого пацана. И тот рассказал, что приехал из Средней Азии после отбытия срока некий дядя и подбил его на кражу «Фискара». Договорились со сторожем, пообещав ему долю. А потом «гость» из Азии вдруг прознал, что сторож-то – бывший «мент», а, значит, вполне может сдать их. Поэтому и убили его, грубо замаскировав преступление под самоубийство. Агрегат разобрали и продали. Его потом опять нашли. Анатолий Михайлович лишний раз убедился: одно «темное» преступление порождает другое, нередко куда более тяжкое.
Вадим ВОРОНЕЦКИЙ.
Продолжение следует.
Справка:
Анатолий Михайлович МАСЛОВ - полковник милиции в отставке. Родился в 1943 году в Алтайском крае. В органах внутренних дел с 1965 года. В уголовном розыске УВД города Пскова, а потом в областном аппарате – работал с 1970 по 1998 годы. Несколько лет возглавлял Управление уголовного розыска. После выхода на пенсию остался в УВД по Псковской области на должности консультанта - оперуполномоченного. С 2001 по 2004 годы трудился в комитете по работе с правоохранительными органами областной Администрации. Сейчас – секретарь жилищно-бытовой комиссии УВД по Псковской области.