
Вопрос показался бы шуткой, особенно мужчинам старше двадцати. Но не тут-то было. Оказалось, что птичье домостроение учащимся Стремуткинской школы действительно не по силам, как и другие предметы обихода, поскольку уроки труда здесь не проводятся уже несколько лет.
- Как таковых уроков трудов у мальчиков нет, потому что никак не удается найти преподавателя, - поясняет директор Стремуткинской школы Майя Трофимова. - Вместо технологии ребята занимаются сельхозтрудами: убирают территорию вокруг школы, благоустраивают клумбы… А в 5, 6, 7 классах уроки труда у девочек и мальчиков и вовсе объединены.
Как рассказывают сами учащиеся, даже когда школе удавалось «поймать» в свои сети трудовика, польза от занятий присутствовала не всегда.
- Сначала был нормальный трудовик, который учил нас строгать, пилить, вырезать по дереву.
Проблема была лишь в том, что сегодня эти знания мало кому нужны, мне уж точно. Поэтому толку от них почти не было. А потом пришел другой преподаватель. И вообще все стало просто. Он отпускал нас с уроков, а сам уходил домой через черный ход, - рассказывает ученик 9 класса Кирилл Боронин.
Есть в словах Кирилла своя правда, точнее, разумное зерно. К чему молотки да дрели, если те же скворечники и так кто-нибудь сделает, привезет, а того гляди еще и повесит их на дерево. «И можно без хлеба!» - деликатно замечал в таких случаях Винни-Пух, сидя в гостях у кролика. Умения строгать, точить, вырезать, клеить обои и прочая-прочая сегодняшних юношей не особо привлекают. Нынче время такое, простите за банальность. Это не хуже остальных понимают и чиновники от образования, которые все чаще дают школам настойчивые рекомендации сокращать количество трудовых часов в образовательных программах.
- В старших классах у нас фактически нет уроков труда, - рассказывает директор школы №14 города Пскова Наталья Волкова. – Часы технологии мы отдали под занятия информатикой, потому что ребят надо готовить к тестам, к выпускным экзаменам. К тому же, мастерские довольно плохо оснащены. Нет нормальных станков для работы с металлом. Все это привело к тому, что старшеклассникам в неделю выделяется всего один час на труды. Этого, конечно, мало…
Мало – не то слово. Но ладно четырнадцатая городская школа: здесь ребят бесплатно успевают учить автомобильному делу. Хоть какой-то прикладной навык и подготовка к жизни. В других школах трудовые часы просто исчезают, лопаясь как мыльные пузыри. При этом воспринимается такая тенденция, как нечто само собой разумеющееся.
- У нас уроки технологии интегрированные, то есть включают в себя сразу несколько предметов, - рассказывают в средней образовательной школе №4 города Опочки. - В 8 и 9 классах труды совмещаются с занятиями по ОБЖ и черчению. Мы не можем уместить всю программу в отведенное время. На сами труды в неделю остается всего один час.
Чему можно научить ребенка за один час? Не очень понятно, если честно. По нынешним меркам умение старшеклассника держать в руках молоток, зубило или дрель приравнивается к сверхспособностям, а некоторые даже и названий таких не знают. Возможно, через пару-другую лет гвозди и будут забивать роботы. Но будут ли при этом мужчины чувствовать себя мужчинами? Это вопрос… Но тогда в полной мере нынешние и будущие мальчишки смогут уверенно сказать: « А нас этому в школе не учили…»
Владимир КАПУСТИНСКИЙ.
vvk@province-pskov.ru
Фото автора.