Туризм сегодня, как бы не казалось непосвященным - отрасль сложная и как бы странно не прозвучало – высокотехнологичная. В умелых руках она легко использует и романтизм, и сентиментальные настроения, и имена известных предков и современников, и жестокие моменты истории… Но все это принесет небольшой результат без современных методик и достижений технической мысли.
ЗАКРУТИЛИ ПРУЖИНУ
И кто только не пытается вскочить на эту «лошадь», ведь многим кажется, что туризм - это золотой Клондайк, что деньги тут бегут сплошным потоком без особых затрат. Однако оказаться в этом потоке удается немногим. В районах Псковской области немало тех заинтересованных лиц, которые спят и видят свои муниципалитеты настоящими туристическими Мекками, при этом, наивно полагая, что офисный клерк в Москве, увидев на карте название поселка в глубинке Псковщины, тут же соберет чемодан и - в путь. Просто - потому что захотелось. Увы, но если даже эта фантастическая ситуация воплотится, все же из таких потенциальных туристов потока не сложится до тех пор пока туризмом там не начнут заниматься всерьез, с привлечением самых мудрых отраслевых стратегий и тактик.
Состоявшимися туристическими объектами в Псковской области (Псков с его кремлем мы в расчет сейчас не берем) по праву считаются: Псково-Печерский монастырь, Изборская крепость и Пушкинские Горы с заповедником в Михайловском. Но и их популярность у туристов родилась не на пустом месте, этих жемчужин в туристическом списке Псковщины могло бы не быть, если не энтузиасты, которые продвигали эти объекты, добивались их поддержки и всеобщего признания, среди которых: архимандрит Алипий (Воронов) в Печерском монастыре, Леонид Панов в Изборске, Семен Гейченко в Пушкинском заповеднике. Плюсом к энергии энтузиастов, чего скрывать, стали большие государственные финансовые вливания: в реконструкцию, в реставрацию, в поддержание, в содержание сотрудников музеев-заповедников… Все это и принесло свои результаты.
Мы поехали в Пушкинские Горы, отдыхающие после многолюдных торжеств - Пушкинский праздник поэзии в первое воскресенье июня, по-прежнему привлекает в Пушкиногорье, толпы поклонников поэта и просто людей, желающих куда-либо прокатиться, чтобы посмотреть, как сегодня работает здесь туристический механизм, туго закрученный еще в советские годы.
ПОЛУЧИТЕ РЕЦЕПТ!
Кстати, нумерация Пушкинских праздников поэзии несколько вводит в заблуждение. На самом деле начали отмечать этот день поэтическими чтениями и народными гуляниями гораздо раньше, чем 45 лет назад, как можно подумать, видя на афишах нынешнего праздника, число 45-й - все началось еще в 1936 году, а сорок пять лет прошло с тех пор, как праздник получил статус Всесоюзного.
Пушкиногорцы молодцы - продолжают раскручивать бренд Пушкина. Да-да, сегодня Пушкин - это не просто, и не только национальное достояние - это бренд, это имя, привлекающее в маленький поселок большое число поклонников поэта. А ведь этого сегодня тоже могло бы не быть. Если интерес и память в народе не поддерживать, то даже такое великое имя как Пушкин может кануть в лету…
Конечно, по словам специалистов, рассвет поэтического паломничества, приходился на благополучные советские годы, когда в год сюда приезжало по миллиону человек. Сегодня это действительно трудно представить. Хотя и в нынешние годы приют Александра Сергеевича посещают около трехсот тысяч туристов. Сказать, что все они едут напитаться вдохновением - вряд ли будет правильным. Большинство туристов оказываются здесь именно благодаря бренду «Пушкин», который привлекает даже тех, кто томик пушкинских стихов в последний раз открывал в школе. Хочется просто отдохнуть в тишине и покое среди пушкинских дубрав, а уж, при нормальном человеческом воображении можно легко представить, где тут ступали ноги поэта. А если еще и экскурсовод попадется с самоотверженностью героя-партизана и талантом артиста театра и кино, то, вполне возможно, интерес к поэту и его жизни проснется совсем с иной силой.
За последние десятилетия пушкинский музей-заповедник в Михайловском и Тригорском далеко перешагнул свои границы, охватив, в общем-то, все Пушкиногорье. И туристы давно воспринимают эти места, включая и сами Пушкинские Горы, и окружающие деревни, как общий уголок пушкинского наследия, и… как неплохую площадку для всестороннего отдыха. И такое единство восприятия как нельзя лучше отвечает современным туристическим задачам: суметь предложить гостям такой пакет услуг, чтобы они задержались в этих местах на несколько дней. Появление все новых и новых объектов показа, будь-то мельничный комплекс в Бугрово, новый трактир или оригинальный зоопарк, – как раз и соответствуют выполнению этих задач. Не Пушкиным единым, так сказать… И даже если появление в окрестностях уже известного далеко за пределами области Зоограда, наполненного птицами разных мастей и разнопородными животными вовсе не было стратегической задумкой местных туристических менеджеров, то сегодня и музей, и зооград, и гостиницы, и кафе – все работают на общий результат – привлекают и удерживают туристов в Пушкиногорье, причем постоянно совершенствуясь и придумывая что-то новое. Это и есть необходимый рецепт действий для других псковских муниципалитетов, которые хотели бы развивать у себя туристическую отрасль: развивайте коалиционность в достижении общей цели.
МОЖЕМ, КОГДА ХОТИМ…
В Пушкинских Горах, в общем-то, отдыхающим всегда было, где остановиться. Есть гостиница в центре поселка и вместительная турбаза недалеко от заповедных мест. Другое дело: будут там свободные места или все окажется занято. Да и к уровню сервиса, вкусившие европейского, турецкого, египетского обслуживания, современные туристы подходят уже очень тщательно, стараясь получить максимум комфорта за небольшие деньги. И Пушкиногорье сегодня не заставляет своих гостей мучаться выбором.
Мы на этот раз, например, открыли для себя отель «Арина Р.», на въезде в деревню Бугрово, который гордо называет себя литературным… Понятно, что в пушкинских местах такое наименование не режет слух, но накладывает на сотрудников дополнительные обязательства – как минимум, гость, входящий сюда, должен чувствовать влияние этой самой литературы. Администраторы, оформлявшие нас на проживание, конечно, стихами не говорили, но книгами были окружены достаточно, да и внимания нам уделили как надо. «У нас здесь за гостями ходят, как за детьми», - улыбается старший менеджер отеля Наталья Григорьева. В уютном фойе на входе на стеллажах разместилась библиотека, в которой и собрание произведений Александра Пушкина, и книги других известных поэтов и писателей. Что еще однозначно порадовало, так это рисунки и картины, которыми украшены стены в общих помещениях и номерах – художники Энгель На-сибулин и Игорь Шаймарданов известные в России пушкинисты, использующие в творчестве сюжеты из произведений поэта и сценки из деревенской жизни. Правда, можно было бы и в гостиничных номерах справить хотя бы небольшую библиотечку, чтобы постояльцы могли почитать на ночь, а не лежать, уставившись в телевизор. Хотя сами номера отвечают всем стандартам европейского отельного сервиса. Можно легко забыть, где находишься, особенно, если, сидя в номере, залезть в Интернет, который тут беспроводной, и пойти бродить по всему миру. А, выглянув в окно, с удивлением понять, что вокруг российские деревеньки и леса.
Почему я так подробно на этом останавливаюсь? Да, просто, «Арина Р.» очень хороший пример того, как нужно обустраивать наши города и районы, претендующие на туристический статус. Начиная с того, что и сам проект довольно большого отеля выдержан в соответствии с особенностями Пушки-ногорья и сельской местности вокруг. Строения внешне стилизованы под старинные постройки, сделаны исключительно из подготовленных бревен и бруса, цвет наружных стен и крыши удачно гармонирует с окружающей природой, никакого китча, нелепых деталей и нагромождения ненужных элементов – глаз просто отдыхает…
Отель, действительно большой. Добавьте сюда и всю необходимую инфраструктуру для отдыха – отличная сауна и бассейн с подогреваемой водой, тренажерный зал, детские площадки. Да и номера в отеле можно забронировать по Интернету, зайдя на сайт - все по современным стандартам. Нам же особенно пришлись по душе велосипеды, которые легко можно взять в прокат и исчезнуть в глубине пушкинских рощ, лесов, парков… Где мы, кстати, повстречали и председателя Государственного комитета Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию Наталью Трунову. Разговорившись, Наталья Александровна поразила нас здоровыми амбициями сделать из Псковской области хорошую альтернативу, к примеру, Турции. Где многим россиянам уже поднадоело отдыхать:
- В такую жаркую погоду, как теперь стоит летом у нас, думаю, что это возможно (Улыбается)… Пока в привычных для отдыха россиян странах не очень спокойно – это исторический шанс для Псковской области и других регионов… К тому же люди постепенно хотят узнавать свою страну, и по ней уже не так страшно ездить, если сравнивать с 90-ми годами прошлого столетия, да и появляются объекты нормального, вполне адекватного, как мы видим по Пушкинским Горам, сервиса, чего раньше тоже не было.
Кстати, возвращаясь к поэзии и Пушкину. Мы немного знаем отелей, а точнее, практически не знаем, где бы давали работу по призванию и платили при этом зарплату поэтам и чтецам. А вот в «Арине Р.» мы увидели и услышали, что это возможно, и люди готовы сегодня, вопреки распространенному мнению, платить деньги за стихи. Ну, а в общем, как может быть по-другому, если мы в Пушкиногорье.
ДОКТОР ПУШКИН…
Он читал наизусть «Евгения Онегина», менял тембры, ритм, картавил и говорил сразу за всех персонажей, пел, смеялся, погружался в грусть или в пучину мыслей - отчего давние книжные герои оживали: и Евгений, и Татьяна, и Ленский, и сам Пушкин. А когда он начал читать:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Строки, которые Александр Сергеевич посвятил юной Евпраксии, или по-дружески - Зизи, безумно в него влюбленной, то вдруг по-настоящему заплакал и смущенно произнес: «Ой, плакать захотелось, а я платок дома забыл...». А потом спрашивает: «Я вам Онегина хотел по больше почитать - я вам еще не надоел?». «Нет, что вы...», - было ему ответом. И это было искренне. Вновь полились вечные строчки: «Татьяна, милая, Татьяна...».
Умел Пушкин сотворить из слов лекарство, словно, волшебник-фармацевт, а этот человек, живущий рядом с нами сегодня в глубине Пушкиногорья, словно врач, умеет точно прописать это лекарство. Было очень приятно, вот так, среди обычной нашей жизни, вырвав себя из суетливой псковской жизни, услышать прочитанные Виктором Григорьевичем Никифоровым строки Пушкина, новеллы Семена Степановича Гейченко, собственные стихи, рожденные здесь же, в стихотворческом волшебстве Пушкинских Гор. Милый, учтивый, спокойный и радостный человек - Виктор Григорьевич работает в Пушкинском музее-заповеднике с 1964 года, а в Пушкинских Горах живет с 1940 года - когда тут и родился. Уезжал только на четыре года - служить на подводной лодке. Музыкант, поэт, искатель, исследователь - он сам ищет корни, сам волнует свою душу и пробуждает это волнение в нас - спешащих, уставших, заблудившихся, зашедших, заехавших на огонек в Пушкинские Горы. Спасибо, Виктор Григорьевич! Вы нас с Александром Сергеевичем подлечили...
Игорь ДОКУЧАЕВ.
idok@province-pskov.ru.
Фото автора.
Псковщина, как альтернатива Турции и Египту. Сильно, конечно… Если цены на отдых в наших краях существенно снизятся, а комфорт и удобства вырастут в разы, то, возможно, и отсутствие теплого моря не будет минусом. Что ж, и фантастика нередко становится обычным явлением. Подождем…