- В этот день принято не только чествовать бывших сотрудников милиции, - рассказывает Мира Львовна. - Председатель областного Совета ветеранов внутренних дел и внутренних войск полковник милиции в отставке, бывший начальник криминальной милиции Виктор Чернышов считает, что на местах, в том же Псковском районе, старые кадры могут помочь в раскрытии преступлений и правонарушений, и наведении порядка. Их опыт службы, их профессионализм должен передаваться молодым. И именно этому должны способствовать районные ветеранские организации.
Совет ветеранов ОВД по Псковскому району существует с 2000 года. В списке ветеранов больше сорока фамилий, но членами ветеранской организации официально считаются чуть больше десяти. Хотя, вступить в нее просто – надо написать заявление, получить членский билет и платить членские взносы. Пусть размер их невелик, но благодаря наличию этих денег, если у кого-то из ветеранов возникнет затруднительная ситуация, мы оперативно сможем помочь. Хотелось бы, чтобы все бывшие сотрудники ОВД, когда прочитают в газете этот материал, позвонили в Псковский райотдел. Мне их очень трудно собрать: район ведь у нас большой. Кто-то в Середке живет, кто-то в Торошинской волости. Я в основном всех помню, и в своей работе опираюсь на своих «старичков». К сожалению, многих из тех, с кем когда-то работала, уже нет в живых. Служба-то была тяжелая, ребята сутками пахали.
- Расскажите о том времени подробнее…
- У нас коллектив был дружный, мы шли на работу, как на праздник: сутками работали, получали копейки, случалось, приходилось ночевать в отделе на диване. Все были нацелены на то, чтобы раскрыть преступление, чтобы человеку было понятно: работаем, ему помогаем, не оставили в беде.
И еще хочу отметить, что милиция, полиция - это лицо нашего общества и одновременно его отражение. Сейчас хотят, чтобы молодые сотрудники были честными, человечными. Но милиционерами не рождаются. У нас большое количество юридических учебных заведений, но их выпускники зачастую не умеют общаться с людьми. У них откуда-то мания величия. Они даже перед нами, ветеранами, чванятся. А наши ребята не все имели высшее образование, больше молчали и слушали. Умение слушать успокаивает честного человека, правонарушитель же, наоборот, начинает нервничать. Если милиционер сидит напротив и молчит, человек начинает метаться и говорить все подряд, потому что он не понимает причины молчания. Вспоминаю нашего начальника отделения ГАИ Петра Митрофановича Степина. Его уважали абсолютно все: и коллеги, и водители. Как он умел проникнуть в душу шофера! Тот стоял и говорил: «Петр Митрофанович, ну, накажите меня, я вас прошу». А он отвечал: «Для первого раза я тебе только все рассказал». Он не наказывал сразу на всю катушку, он объяснял, разговаривал.
А как работали наши участковые: Владимир Барышников, Сергей Горбунцов, Володя Брицов! У них вся работа была: и с сельсоветами, и с паспортной службой, и с Домом культуры, и с подростками, со школой, и они никогда не жаловались. С участка старшего участкового инспектора Владимира Барышникова никогда не поступало в райотдел ни одного заявления о противоправных действиях. Потому что он на участке работал, был хозяином, сам во всех ситуациях разбирался и никогда никто не пришел в райотдел и не пожаловался. Его участком была территория Краснопрудского сельсовета. Владимира Ивановича знали все: от мала до велика. Идет он, бывало, по улице, а все с ним здороваются: «Здравствуйте, Владимир Иванович!». И Сергей Иванович Горбунцов у нас был уважаемый человек. Его участок - Логозовский сельсовет и Неелово. А какая у него добровольная народная дружина была! Ею руководил тогда Георгий Иванович Паращенко. Хочется назвать многих коллег. Например, Раису Сергеевну Егорову, начальника паспортного стола. Она долгие годы работала в районе и умела расположить к себе человека, всех знала.
- Как вы пришли работать в милицию?
- Когда еще крошкой была, меня спрашивали: «Девочка, кем ты будешь?» -«Милиционером». А сестра говорила: «А милиционеры бывают только дядьки». -«Значит, я буду дядькой». Пришла работать в райотдел в декабре 1971 года. По образованию я педагог, окончила факультет русского языка и литературы Псковского государственного педагогического института. Работала педагогом, актрисой в театре кукол. В те годы веяние такое началось: приглашать на работу в милицию людей из организаций. В театр кукол пришел замполит Псковского райотдела, и коллектив театра кукол на собрании выдвинул меня на работу в милицию. Так и стала инспектором по делам несовершеннолетних. Моим наставником стала Валентина Степановна Александрова. Раньше эту должность занимала она.
- Что-нибудь запомнилось из начала службы?
- Как я нашла двух насильников. 8 марта на нашей территории изнасиловали девочку из Пскова. Она запомнила парней, и, чтобы их найти, меня вместе с ней отправили обходить городские школы. И вот в одной школе мы стояли в вестибюле. Я, отвернувшись к окошку, смотрела на улицу, а она - рядом со мной, спиной к окну. И вдруг она обмерла: «Мира Львовна, это он». Высоченный парень, уже десятиклассник. Я подошла, взяла его за руку: «Пройдем в учительскую». И он, ни слова не говоря, пошел за мной. И второго мы тоже задержали. Я тогда получила премию, достаточно большую по тем временам - 30 рублей. Так было раскрыто тяжкое преступление - изнасилование. Хотя в мои обязанности как инспектора по делам несовершеннолетних не входило раскрытие преступлений.
- Вам когда-нибудь взятки предлагали?
- Один раз предложила женщина. Я ее трижды наказывала, направляла документы на комиссию при райисполкоме. Тогда был Указ «О мерах по борьбе с пьянством и алкоголизмом». И вот я ее в очередной раз вызвала. Она села, а потом вытащила откуда-то скомканные деньги и кинула мне на стол. Я не знаю, сколько там было, меня в тот момент чуть «кондрашка» не хватила. Она, увидев мое лицо, кинулась бежать, а я - за ней. У меня тогда сабо были на деревянной подошве, и я грохотала этими сабо по всем коридорам. Наш райотдел находился в Овсище. Она забежала за автобусную остановку и спряталась. Я подбежала и говорю: «Как ты смела! В милиции…» Она залепетала: «А все говорят, а все говорят…» Я в ответ: «Я не знаю, что говорят, но у нас этого не может быть!». Я искренне верила в это. У нашего начальника ГАИ был старенький-престаренький «Москвич» и очень скромно в квартире. Это были честнейшие люди.
- Сколько у вас было подопечных?
- Порой до 70 человек. И не только дети и подростки, были целые семьи неблагополучные. Я помню их фамилии до сих пор, когда встречаю, интересуюсь, как у них дела, а они удивляются: «Мира Львовна, как вы помните?» А если через сердце пропустишь, все помнишь. Потому что я их всех любила. Я ненавидела только людей, совершив-ших убийство, и пьяных водителей. Это настоящие преступники.
- Воспользуетесь случаем, чтобы поздравить коллег с праздником?
- В этот день хочется с особой душевностью поздравить всех ветеранов сотрудников Псковского ОВД, проживающих на территории города Пскова и Псковского района от имени руководства Псковского ОВД и Совета ветеранов Псковского райотдела. Поблагодарить за помощь и поддержку руководство отдела, областной Совет ветеранов внутренних дел и внутренних войск, и УВД по Псковской области.
Виктория ПАВЛОВА.
pva@province-pskov.ru
Фото Александра МИЛЬКИ