
Псковичка, условно назовем ее Светланой, учредила ООО с множеством видов деятельности. В том числе и предоставлением услуг в сфере недвижимости. Эта «контора» давала рекламу принимала клиентов, но как предприятие не работала. Будучи риэлтором-самоучкой Светлана успешно работала на вторичном рынке жилья в Пскове, благодаря чему завоевала хорошую репутацию. В ее адрес не было нареканий. Не случайно к ней повторно обращались клиенты после первых удачных сделок, а также по рекомендации их знакомые.
Для нас не важно, что подвигло успешного риэлтора поставить на карту свою репутацию и бизнес… Куда важнее, разобраться, каким образом Светлане удавалось получать от людей деньги, не совершая сделок с недвижимостью. В это невозможно поверить - но она не использовала хитроумных преступных схем. Ее комбинации основывались на незнании клиентами законодательства в части нюансов процедуры регистрации права собственности.
- Я бы не сказала, что Светлана была изощрена в присвоении чужих денег, - пояснила следователь Елена Александрова, расследовавшая это громкое уголовное дело. – Однако по своей природе Светлана очень коммуникабельна, умеет себя преподнести в нужном ракурсе. Обладает колоссальной способностью уговорить, убедить, повести за собой. В частности, Светлана умудрялась убедить людей не обращаться в полицию, вселяя в них уверенность и надежду. И те верили ей, ждали месяцами, надеялись. Это и ее суть мошенника. Я сомневаюсь, что можно обезопасить себя от такой категории людей.
Людям, заключавшим со Светланой договора об оказании услуг по продаже или приобретению недвижимости, изначально оставалось уповать на судьбу. Ведь, речь в них шла исключительно о консультационном оказании услуг - сборе документов и сопровождении сделки при оформлении в регистрационной палате. Иных конкретных обязанностей, а самое главное - обязательство о заключении сделки, риэлтор на себя не возлагала. Но людям преподносились такие договора, как нечто, гарантирующее благополучное завершение сделки. С ними передавались деньги. Одно это уже можно рассматривать как обман. Другой уловкой, было представление в регистрационную палату неполного пакета документов. Недостающий документ якобы предполагалось донести впоследствии. Естественно, этого риэлтор не делал. В итоге сделка срывалась, а деньги-то уже были в руках Светланы.
Законодатель отвел на процедуру регистрации документов один месяц. Этим обстоятельством, как выяснилось, тоже можно было «удачно» воспользоваться… В одностороннем порядке риэлтор неожиданно приостанавливал сделку, о чем его клиенты, уже выплатившие Светлане деньги при заключении договора, просто не знали. Так как, переход права собственности наступает только с момента регистрации, люди в итоге оставались у разбитого корыта.
Больше всего возможностей дурить народ позволяли сделки, где собственниками жилья выступали несовершеннолетние. Здесь для этого масса возможностей. Несведущие клиенты Светланы попадались на том, что договор купли-продажи не регистрируется, если несовершеннолетнему собственнику, продаваемого жилья, не будет приобретена в собственность другая недвижимость. Кроме того, она должна быть еще и одобрена органами опеки и попечительства. Светлане, ранее уже судимой за создание экономической пирамиды, грозит реальное лишение свободы на срок от шести лет. Что отнюдь не гарантирует в ближайшем будущем возвращение потерпевшим денег - более 22 млн рублей. Эта печальная история показала, насколько мы уязвимы. Напрашивается вопрос, как отличать честного и добросовестного риэлтора от риэлтора с мутными намерениями? Пикантность ситуации в том, что гражданин чаще всего не имеет возможности проверить - работает ли конкретная риэлторская фирма, как предприятие. При этом, в большинстве случаев услуги риэлторы оказывают, работая в риэлторской фирме в качестве… индивидуальных предпринимателей. Соответственно, деньги, фигурирующие в их сделках, через кассу не проходят. А верить, чьим-то рекомендациям, как выяснилось, тоже чревато…
Александр МИЛЬКА.
maa@province-pskov.ru