Владимирский полигон встречает журналистов тишиной… О том, что здесь находится несколько военных подразделений с боевой техникой мы знаем только потому, что нам об этом сказали. Где-то здесь прячутся вооруженные бандиты. Сюда стянули десантников, мотострелков, с воздуха их поддержит штурмовая авиация и ПВО Западного военного округа. Накануне военных «сняли» с территории своих частей и забросили сюда, в квадрат площадью пять на пять километров:
- Такой большой квадрат нужен, чтобы противник, который, возможно, нас прослушивает, не мог накрыть ребят бомбами. Здесь же наши парни могут неожиданно сорваться в бой, - рассказывают наши сопровождающие.
Мы заходим в лес и наконец, находим несколько замаскированных боевых машин десанта, которые буквально закопаны в землю. По периметру сливаются с местностью расчёты: идёшь по лесу и, вдруг натыкаешься на ствол автомата - заметить десантника практически невозможно. Что ж, мотострелков и десантников мы с трудом, но нашли. А где же ПВО?
- Где находятся ракеты С-200, мы и сами не знаем, - признаются десантники. - И это хорошо: значит, и враг этого не знает. Но волноваться не стоит. Дальность ракеты – 300 километров. Так что пусть они хоть на Дворцовой площади в Питере установлены – вражеский самолёт над Псковом собьют легко.
По плану мотострелки должны вступить в бой, а ВДВ находится в резерве. Но где находится враг, никто не знает и сценарий операции неожиданно меняется. Десанту приказано выйти в район, где предположительно находится противник, и вступить в бой. Итак, резерв становится авангардом: БМД выезжают на большое поле, боевые расчёты машин выстраиваются цепью за ними и начинается атака. Сначала над полем пролетают штурмовики: по противнику наносится удар, который заставляет нас пригнуть головы. Десантники метают гранаты и, при поддержке вертолётов, устремляются вперёд. «Наших» на поле мало: их цель - разведка боем. Выяснив, сколько огневых точек у противника и его примерную численность парни отступают. Враг преследует псковичей – кажется, что бой проигран. Здесь в дело вступают мотострелки. Они прикрывают огнём ВДВ, и заставляют бандформирование остановиться.
Начинается второй этап операции: оборона. Между окопами противников всего триста метров. Враг наседает – «наши» отчаянно отстреливаются:
- Главное для противника преодолеть эти триста метров, - поясняют на командном пункте. - Тогда мы проиграем. Поэтому командиры врага гонят своих солдат вперёд. Если они доберутся до наших окопов, все их потери будут оправданы: пусть хоть тридцать человек из ста дойдут до нас.
По мере приближения противника огонь усиливается. Кругом нас настоящая война - «как по телевизору». Взрывы, огонь гранатомётов и огнемётов, зенитных установок. Поле боя затянуто дымом. План таков - отбить атаку и броситься в контратаку. Но командующий ВДВ Владимир Шаманов, который прибывает на командный пункт, вновь меняет план: гонясь за противником, можно наткнуться на мины-ловушки, или на его заблаговременно выстроенную линию обороны - командиры противника тоже не дураки и недооценивать их нельзя. Поэтому за отступающим врагом бросают «вертушки». Десант сыпется на головы бандитам и завершает операцию.
Омрачило учебную победу то, что один из военнослужащих во время операции попал под гусеницу самоходной артиллерийской установки, как позже сообщила Псковская Лента Новостей. Военнослужащий слетел с боевой машины, нога попала под гусеницу. Ему уже сделали операцию в Стругокрасненской районной больнице, потом он был госпитализирован в военно-медицинскую академию в Санкт-Петербург. Он лишился части ноги. Парень проходил военную службу по призыву.
Павел ДМИТРИЕВ.
dpa@province-pskov.ru