
ДНОВСКИЙ РАЙОН
Дновцы боятся стихийных бедствий. А все потому, что случись чего, рассчитывать на помощь муниципалитета не приходится. В райцентре нет ни специальных общежитий, ни гостиниц, где можно было бы пережить тяжелые времена. Около 10 лет назад одна женщина - вынужденная переселенка из Таджикистана - осталась фактически на улице. Дом ее сгорел, а новое жилье администрация предоставить не смогла. Постепенно она превратилась в бомжиху. Ночевала то на вокзале, то в подъездах многоквартирных жилых домов. Потому пешком пошла в Псков, устроилась дворничихой, получила комнату, на участке познакомилась с соотечественником и вместе с ним отбыла на родину. Говорит, отношение к бездомным в Таджикистане «хуже, чем к домашней скотине, но лучше, чем на Псковщине». Эта история для той женщины закончилась вполне счастливо. За последние годы ситуация не улучшилась. Муниципального жилья, которое можно было бы предоставить людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, почти не осталось. Даже пустующие, полуразвалившиеся дома и те приватизированы. Пострадавших при пожаре и подтоплении выручают в основном друзья или родственники. Как бы кощунственно это не звучало, но в более выгодном положении находятся одинокие инвалиды и пенсионеры. Их хотя бы можно устроить в специальный интернат. Несовершеннолетние могут быть временно определены в социально-реабилитационный центр для детей и подростков. А все остальные, получив от государства копеечную матпомощь, выкручиваются сами.
ЛОКНЯНСКИЙ РАЙОН
В районе есть одно общежитие, но относится оно к профессиональному училищу №21, и как уверяют в учебном заведении, посторонним комнаты здесь не сдаются. Кому негде остановиться придется идти в муниципальную гостиницу, состояние которой оставляет желать лучшего. На самом деле, если вдруг человеку негде переночевать, или случились форс-мажорные обстоятельства, то бедолаге не позавидуешь. Потому что пристроиться куда-то на ночь в Локне практически нереально. Даже несмотря на то, что в районе есть центр для реабилитации бездомных. Попасть туда с надеждой переночевать, имея прописку, не получится. Поэтому заранее держите в голове аварийный вариант о крыше над головой. В Локне с этим проблема.
БЕЖАНИЦКИЙ РАЙОН
Недорогого жилья, где при необходимости можно было бы обосноваться на некоторое время, и платить при этом подешевле, здесь нет. Для приезжих недавно открыт отель «Круиз», но стоимость номеров, сами понимаете, не для нуждающихся. Раньше небольшая и недорогая гостиница работала при Доме детского творчества, но после того как учреждение переехало в другое помещение, а старое вернули прежним владельцам - детскому саду, закрылась и она. Производственные общежития в Красном Луче и Цевло давно пришли в негодное состояние. «Необходимость в маневренном фонде есть, - признает председатель районного комитета по имуществу и земельным вопросам Ирина Мнёва. - И мы даже пытаемся его создать, для чего есть намерение использовать часть здания бывшей школы. Но когда мы сможем решить все вопросы, трудно сказать. Прежде всего нужно перевести помещения в жилой фонд, а затем их отремонтировать. После этого можно будет рассчитывать на появление двух «маневренных» квартир для нуждающихся».
ПОРХОВСКИЙ РАЙОН
Ни маневренным жилым фондом, ни общежитиями муниципалитет не располагает. Ограниченное количество высококвалифицированных специалистов, востребованных местными предприятиями (преимущественно - МП «Шелонский»), временно размещаются в муниципальных квартирах. Если же возникнет необходимость определить нуждающихся - даже на небольшой период, то с этим большие сложности. «У нас очередь на социальное жилье практически не двигается, потому что нет свободных квадратных метров, - говорит председатель КУМИ Порховского района Руслан Ахтямов. - Так что задача создания хоть какого-то резервного фонда кажется практически невыполнимой».
УСВЯТСКИЙ РАЙОН
Жители муниципалитета, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут обратиться в Великие Луки - где имеется дом ночного пребывания. В самом районе и Церковищенский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Теоретически воспользоваться услугами этих учреждений может каждый. Но вряд ли кого устроит проживание в ночлежке, которую народ за глаза называет бомжатником. Да и претендовать на места в доме престарелых и инвалидов пострадавшая семья вряд ли сможет. Что делать? «В любом случае, жители нашего района, попавшие в трудную жизненную ситуацию, на улице не останутся», - утверждает заместитель Главы муниципального образования Алексей Куприянов. По его словам, есть в Усвятах муниципальное жилье, которое в случае какого либо стихийного бедствия можно временно предоставить пострадавшим. Правда, находятся такие дома, мягко говоря, не в лучшем состоянии и нуждаются в ремонте. Но это уже полбеды. На мизерное пособие, которое предоставляется тем же погорельцам, реальнее сделать ремонт, чем отстроить новый дом. Как утверждают местные жители, чрезвычайные ситуации - особенно подобные тем, что на Дальнем Востоке, - случаются в тихих Усвятах крайне редко. А если и случаются, пострадавшим помогают «всем миром».
КУНЬИНСКИЙ РАЙОН
Ни общежитий, ни ночлежек в районе нет. Местный соцработник сообщил, что если у человека случилось несчастье (например, сгорел дом), то решение о выделении ему какого-либо жилья принимается исходя из ситуации. Зачастую власти обращаются к людям с просьбой помочь, отказывают немногие - добрых людей в Куньинском районе ещё немало. Кроме того, помощь оказывают соседи: Великолукский район, в котором есть общежития и гостиницы, принимает погорельцев. «Без помощи мы никого не оставляем, - говорит наш источник. - Раньше у нас было общежитие, но теперь это жилой дом. Но там осталось несколько комнат, которыми можно воспользоваться в случае «форс-мажора». Вот три месяца назад у нас случился пожар - всех пострадавших расселили, на улице никто не жил». В районе есть и гостиница, но она, во-первых, небольшая, во-вторых, дорогостоящая - вряд ли погорельцы найдут на неё деньги.
ГДОВСКИЙ РАЙОН
В районе нет ни общежитий, ни соцгостиниц. Есть, правда, гостиница, но она небольшая, всех, в случае беды точно не разместит. Впрочем, за помощью можно обратиться в администрацию района: найти жильё всё же можно. Недавно в районе случился пожар: «Мы расселили людей, - говорит наш источник. - Кто по родственникам, кто уехал из района. Две семьи поселили в школьном здании. На временной основе, естественно. Но лето кончилось, теперь нужно их селить на постоянную основу куда-нибудь. Этот больной вопрос мы решаем».
ОПОЧЕЦКИЙ РАЙОН
Соцработник района, лишь услышав фамилию нашего корреспондента, бросила трубку. Мы понимаем, что времени у соцслужбы мало - надо людям помогать - и всё же поступок этот считаем довольно невежливым. Общежитий в районе нет. Всё же временное пристанище найти можно и без помощи власти района. Есть в Опочке гостиница, причём довольно дешёвая: от семисот рублей. Отзывы правда, уничижающие, но на одну ночь можно остановиться и здесь. Есть в районе и мотель. Он будет стоить дороже.
ОСТРОВСКИЙ РАЙОН
Сейчас в районе нет ни одного официального социального учреждения, где бы нуждающийся человек смог пожить некоторое время. Несколько лет назад в Острове работал так называемый дом ночного пребывания, обитателями которого были лица без определенного места жительства. Так же туда попадали мужчины и женщины после отбывания срока в местах не столь отдаленных. Срок жизни этого заведения оказался достаточно коротким - говорят, чуть больше года. На сегодняшний день в Островском районе не запланировано появление подобных учреждений.
ПЛЮССКИЙ РАЙОН
Не рекомендуем попадать в беду и жителям Плюсского района. Ни ночлежек, ни социальных общежитий, ни соцгостиниц в районе нет. В управлении соцзащиты населения нам рассказали, что максимум, на который может рассчитывать пострадавший житель Плюсского района (например, погорелец) - это денежная выплата по заявлению, мобильного жилищного фонда в районе нет. На извечный вопрос русского революционера и мыслителя Николая Гавриловича Чернышевского (что делать?) сотрудники соцзащиты пожимают плечами (я, конечно, не видела, так как мы общались по телефону, но очень ярко представила себе этот жест): «Пока никто с просьбами переночевать не обращался. Но вообще в таких ситуациях люди обычно идут по друзьям-знакомым». Эх, хорошо, когда есть такие друзья, к которым можно вот так прийти в 3 часа ночи, а они тебя, как в русских сказках, накормят, напоят и спать уложат. А если нет? Впрочем, друзья и познаются в беде.
ПУШКИНОГОРСКИЙ РАЙОН
Представьте ситуацию: среднестатистический пушкиногорский мужчина в самом расцвете сил в пылу ссоры громко хлопает дверью, оставив по ту сторону возмущённую супругу и ворох взаимных обвинений, и в гордом одиночестве … цитирует лермонтовское «Выхожу один я на дорогу...». Потому что, кроме дороги, в таких ситуациях и выходить-то некуда. В Территориальном управлении Пушкиногорского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области нам сказали, что социальных гостиниц и общежитий в районе нет, есть лишь социальная больница, но это уже совсем другая история. Если «государева канцелярия» не поможет в такой ситуации, можно обратиться в «небесную». Наместник Свято-Успенского Святогорского монастыря архимандрит Макарий рассказал, что к ним часто приходят люди, попавшие в беду: «Обед и ночлег мы можем предложить, но нужно понимать, что монастырь - это не гостиница. Чтобы остаться здесь жить, нужно какое-то время поработать». Несмотря на то, что монастырь мужской, и женщины могут найти здесь разовый приют. Но отец Макарий подчеркнул, что здесь оказывают помощь только тем, кто действительно в ней нуждаются.
НОВОРЖЕВСКИЙ РАЙОН
По словам начальника Территориального управления социальной защиты населения Новоржевского района Галины Синельниковой, в местном доме-интернате для престарелых и инвалидов есть три отдельные места, которые рассчитаны на людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Например, если у человека сгорел дом, он может рассчитывать на один месяц пребывания в стенах интерната. Места эти никогда не пустуют. Правда, чаще всего их занимают пенсионеры, которые ждут оформления в социальные учреждения. «Такие люди уже не могут жить самостоятельно, им всегда нужна помощь. А вот лиц без определенного места жительства никто сюда не возьмет», - говорит Галина Синельникова. К слову, за месяц проживания в стенах дома-интерната придется отдать чуть более пяти тысяч рублей. Есть еще в райцентре общежитие при местном училище, но в нём свободные комнаты есть лишь летом.